«Казалось бы, маркировка стоит всего 60 копеек за единицу товара. Но если бы вы знали, сколько приходится проходить этапов, чтобы замаркировать ту или иную вещь на производстве... Это настоящий «дьявольский квест». А если еще учесть расходы на оборудование, которые висят на предпринимателях «как гири», или расходы на содержание штата специальных сотрудников, которые занимаются маркировкой...», — рассказала Гришина.До 1 апреля в легкой промышленности России маркировалось примерно 8-10% продукции, сейчас количество выросло до 80%. К сожалению, все замечания предпринимателей так и не были учтены государством. И это касается не только легкой промышленности, но и молочной сферы, и прочих.
«Беда в том, что на производство приходится брать целый штат людей, которые занимаются именно маркировкой продукции, а также решением проблем, связанных с ней», — сообщила председатель РОО «Содействие малому бизнесу».Удобно ли это конечному потребителю?
«Конечно же нет! Например, определенные модели одежды, которые меняются от сезона к сезону, из-за маркировки тормозятся на этапе реализации и не могут конкурировать с иностранными брендами, которые не проходят процесс маркировки, а значит являются более мобильными», — уверена собеседник «Радио 1».Вместе с тем, расходы на оборудование для маркировки и содержание штата специальных сотрудников на предприятиях делают товары дороже по цене, от чего страдает конечный потребитель.
«Должна быть бесплатная маркировка, предоставление бесплатного оборудования для этого. А так получается, что государство проводит маркировку за счет предпринимателей», — констатировала Гришина.Какова роль государства в этом процессе?
«Указывать и получать деньги», — кратко сформулировала ответ защитница прав представителей малого бизнеса в России.Государство не слышит бизнес, поступая по принципу «нам сверху видно все, ты так и знай». Но крайне важно, по мнению Гришиной, государственным институтам получать обратную связь от предпринимаетелей на вводимые нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу торговли. «Любая инициатива от государства должна быть услышана в ответном слове предпринимателя».
«Этот вопрос периодически поднимается, он уже как вопль, причем, реальную картину дают производственники именно с мест. Те чиновники, которые пишут законы, вы спуститесь с Галактики, в которой вы летаете, на грешную землю и посмотрите, как реализуется на практике система маркировки. Повторюсь, сама идея хорошая, но то, как она реализуется — совершенно бездумно, это неправильно», — рассказала Гришина.Итогом такой ситуации может стать то, что бизнес будет вынужден уходить в «теневой сектор» и скрывать от государства аспекты производства, разочарованный тем, что «государство его не слышит».
«Штрафы за неправильную маркировку сумасшедшие! Там есть разновидности, они могут быть от 10 тысяч до 1 миллиона рублей», — сообщила Гришина.А все ли надо маркировать?
«Я считаю маркировку лишним административным барьером, который является поводом, чтобы закошмарить предприятия и держать их в ежовых руковицах. Из сферы лёгкой промышленности я бы допустила введение маркировки только на детские товары», — поделилась мнением Гришина.Эксперт согласилась, что в сфере продаж алкоголя, табачной продукции и медицинских лекарств маркировка должна быть обязательной.
«Компания следит, чтобы все правила, которые они написали, выполнялись. Выполняйте то, что мы вам написали», — охарактеризовала деятельность надзорного органа Гришина.Какие перспективы?
«Система эта в конечном итоге или умрет за ненадобностью так как предприятия массово начнут уходить в теневой сектор, или лопнет со скандалом. Программа до сих пор эксперементальная и имеет кучу огрехов. Систему надо пересматривать, делать коллегиальный орган, который будет моментально реагировать на запросы бизнеса и вести с ним диалог. У чиновников должна быть зона ответственности за их решения, как и у бизнеса», — подытожила собеседник «Радио 1».
Автор: Мария Федоровцева