Осеннее автопутешествие по Подмосковью и вокруг, или отпуск на колёсах. Часть 4

Надежда Малявина две недели сентября провела вместе с подругой и двумя большими собаками в путешествии за рулем. В предыдущих путевых заметках речь шла о поездке на юг Московской области, в Коломну и дальше, в соседнюю Рязанскую область, в частности, в Ок


Читайте нас в: Google Новости

Надежда Малявина две недели сентября провела вместе с подругой и двумя большими собаками в путешествии за рулем. В предыдущих путевых заметках речь шла о поездке на юг Московской области, в Коломну и дальше, в соседнюю Рязанскую область, в частности, в Окский биосферный заповедник, где существует единственный в России питомник журавлей.

Талдом. «Журавлиная родина»

Логичным продолжением такого тематического путешествия стала поездка на север, в подмосковный Талдом, в знаменитый на всю Московскую область и уже далеко за ее пределами государственный заказник «Журавлиная родина». Он находится в Дубненской низине. В 20-е годы прошлого века туда приехал известный писатель Михаил Пришвин, чтобы написать роман. Но задумка не удалась, и Пришвин написал совершенно другие произведение – повесть «Журавлиная родина».  Собственно, отсюда позже появилось и название заказника. А еще он активно выступал в защиту болот, потому что именно в 20-е годы началось их масштабное осушение и добыча торфа. И только Великая Отечественная война остановила дальнейшее уничтожение уникальной природы севера Московской области. Но официально заказник появился на этой территории в сентябре 1979 года благодаря усилиям Дружины по охране природы биологического факультета МГУ. Это была общественная  организация студентов. Они изучали редкие виды растений, птиц и животных и боролись с браконьерами.

Члены дружины теперь стали большими учеными, кандидатами и докторами наук, но они по-прежнему в свободное от основной работы время служат в заказнике. Я не случайно использую это слово. То, что они делают, я бы назвала научным служением. Они знают буквально всё о каждом растении, которое встречается в тех местах, о зверях, птицах и насекомых. Они наблюдают за тем, как с годами меняется природа этой территории, защищают редкие виды и ведут колоссальную просветительскую работу.

Раньше было такое понятие, как «градообразующее предприятие». Так вот заказник «Журавлиная родина» – это сейчас тоже такое своеобразное градообразующее предприятие Талдома, мощная точка притяжения  путешественников в эту часть Московской области. Даже герб города - серебряный журавль в красном сапожке. Сапожок напоминает о том, что Талдом  и соседние с ним Кимры в старину славились  отличным башмачным производством.

Музей ядовитых растений. Журавли. Болота

Ну, конечно, мы увидели там серых журавлей. Но это стало одной из кульминаций нашего пребывания в заказнике. А до этого мы услышали потрясающий рассказ профессора ботаники МГУ Андрея Викторовича Щербакова о ядовитых растениях, которые встречаются на территории «Журавлиной родины».  А происходило всё это в сказочной избушке на курьих ножках, в которой находится единственный в России Музей ядовитых растений. Причем, внутри эта изба тоже напоминает жилище Бабы Яги.

Там к потолку подвешены пучки засушенных трав, а на полках вдоль стен стоят черепа разных животных. Этот Музей ядовитых растений станет частью поляны сказок. Её сотрудники заказника сейчас создают для детей. Потому что, как я уже сказала, одно из важнейших направлений их работы – это просвещение.

На биостанцию приезжает огромное количество школьников из Подмосковья и других регионов, а в 2002 году там провели первый праздник Засева журавлиного поля. Он связан с традицией наших предков. Они оставляли диким зверям и птицам на поле, во время уборки урожая одну несжатую полоску зерна, чтобы обитателям лесов легче было прокормиться осенью и зимой. Кстати, потом, во время поездки по окрестностям биостанции «Журавлиная родина» мы как раз смогли увидеть издалека в бинокли,  как серые журавли, которые сейчас готовятся к отлёту на юг, едят это самое зерно на полях. Но это было позже, а на самой биостанции, кроме профессора Щербакова, еще одним нашим гидом стала Ольга Сергеевна Гринченко – научный сотрудник института водных проблем РАН. Она работает в заказнике,, как и многие другие ученые-энтузиасты, более 20 лет. И от неё мы узнали не только об истории создания «Журавлиной родины», но и об огромном разнообразии животных, которые обитают в талдомских лесах и болотах. Сейчас Ольга Сергеевна и ее соратники заканчивают проектировать первый в Московской области природный парк «Журавлиный край».

В него войдут 11 особо охраняемых природных территорий Талдомского и Сергиево-Посадского городских округов. Площадь составит  75 тысяч гектаров. И вот тогда туда просто хлынет поток туристов. Потому что в этом парке будет не только возможность общаться с уникальной природой и учеными, которые за ней наблюдают и её охраняют, но и комфортно отдыхать в кемпингах, гостиницах, вкусно есть в кафе и ресторанах. И вести экскурсии уже будут не только научные сотрудники, но и экскурсоводы.  Учёные помогут подготовить гидов, а затем будут их курировать.

День рождения на болотах

Мы попали на «Журавлиную родину» в мой день рождения. И по заказнику, и по болотам нас возил и водил настоящий профессор МГУ! Это был лучший подарок Вселенной. Я, конечно же, не перескажу рассказ Андрея Викторовича Щербакова, потому что это нужно услышать самим.

Скажу только, что он знает каждое растение. Например, часами может рассказывать о свойствах сфагнума – это болотный мох. Кстати, раньше дома на Руси конопатили вовсе не паклей, а именно высушенным сфагнумов. И та избушка на курьих ножках, в которой находится музей ядовитых растений, тоже проконопачена именно сфагнумом. А еще он обладает отличными бактерицидными и впитывающими свойствами. Поэтому во время войны, когда не хватало бинтов и ваты, его использовали как перевязочный материал.

Сотрудники биостанции Журавлиная Родина занимаются важнейшей научно-практической работой по обводнению болот.   Зачем это нужно? Раньше болота активно осушали для добычи торфа и для сельскохозяйственных нужд. Это привело к тому, что теперь мы живем как на пороховой бочке. Постоянно есть опасность лесных пожаров. Кроме того, нарушена уникальная экосистема. Так вот ученые в Талдоме уже несколько лет стараются восстановить болота и делают это настолько успешно, что их опыт запрашивают коллеги из других стран.

Сейчас в Талдомских болотах много клюквы. Но собирать ее на территории заказника было категорически запрещено до 1 октября. И вот почему. Дело в том, что журавли, которых мы видели днём на полях, прилетают вечером ночевать на болота. Они очень трепетные и осторожные птицы, и близко к себе человека не подпустят. Но их очень легко спугнуть громкими звуками. Обычно, когда люди идут вместе в лес, то они перекрикиваются, чтобы не потеряться. Так что вот эти крики: «Манька – Ванька», они могут спугнуть птиц. К сожалению, далеко не все соблюдают этот запрет.  Есть и такие наглецы, которые даже на машинах умудряются ездить по эктотропе. Варвары!

Экотропа.

Это, как правило, естественная тропинка, которая идёт по лесу, с которой регулярно убирают сухие ветки, валежник, по которой удобно идти пешком или ехать на велосипеде. Она может быть аккуратно размечена, как тропа Паустовского в Солотче, в Рязанской области, чтобы путешественник не заблудился.  Если тропа идет через болото, то там, конечно, есть деревянные настилы. В  Окском заповеднике и в Талдомском заказнике вдоль экотроп стоят информационные щиты. На них – краткая наглядная информация о тех растениях, которые вы увидите по дороге, и тех животных которых вы можете встретить.

Но в Талдоме сейчас большая проблема с экотропой. Дело в том, что директор «Журавлиной Родины», большой ученый и энтузиаст Ольга Сергеевна Гринченко два месяца писала техзадание по её обустройству. Но тендер подмосковного Минэкологии на проведение работ каким-то образом выиграло ООО "Высокие энергостроительные технологии" из Пензы. Они специализируются на строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. При чем тут прокладка канализаций и обустройство экотропы?  В общем, то, что они сделали, я видела своими глазами. Это очень хлипкие, уродливые конструкции, где шатаются перила и доски под ногами.  Но самое главное, даже не это. Там установлены информационные щиты с колоссальными ошибками. Например, написано, что в заказнике водится птица  кваква и болотная черепаха, но их там с роду не было – это южные виды. Когда Ольга Сергеевна сказала, что они в Талдоме не встречаются, то сотрудники ООО «ВЭСТ» ответили, что их завтра сюда завезут.  Кроме того, щиты пестрят орфографическими ошибками и опечатками. В общем, получилась редкостная, позорная халтура. К счастью, это уже видело руководство Талдомского городского округа, и они на баланс это убожество не поставят. Но теперь слово за Минэкологии Подмосковья. Только с помощью чиновников этого ведомства можно добиться, чтобы подрядчики как можно скорее переделали некачественную работу.

Осеннее автопутешествие по Подмосковью и вокруг, или отпуск на колёсах. Части 1 и 2

Осеннее автопутешествие по Подмосковью и вокруг, или отпуск на колёсах. Часть 3

Осеннее автопутешествие по Подмосковью и вокруг, или отпуск на колёсах. Часть 5

    

Автор: admin

Полная версия