Надежда Малявина продолжает делиться впечатлениями от осеннего автопутешествия за рулём куда глаза глядят с подругой и двумя собаками, и советами, как его организовать, и что в этой поездке ежедневно влияет на интуитивный выбор маршрута.
Конечно, нельзя сказать, что мы едем в никуда. Мы к этому путешествию готовимся заранее, практически весь год. Обмениваемся информацией о каких-то интересных местах необычных проектах, которые есть в Московской и соседних областях. Поскольку я делаю новости о жизни разных городских округов Подмосковья, то мне очень часто попадается такая информация. А моя университетская подруга Дарья Моргунова училась в Испании. Она, кроме того, что журналист и фотограф от Бога, ещё и отличный специалист по внутреннему туризму. И уже много лет ездит в заповедники по всей России. Поэтому у нас на двоих солидный багаж информации. И ещё есть общие мечты и желания. Например, мы обе каждый год стремимся на литературно-гастрономический фестиваль «Антоновские яблоки» в Коломну. О нём я подробно рассказывала во второй части своих путевых заметок.
Дороги, навигация, комфорт
Мы начинали ездить ещё тогда, когда даже федеральные трассы было трудно назвать трассами. Это был просто асфальт в заплатках, а региональные дороги чаще всего были проселочными. Мы ездили по ухабам, вязли в грязи, по ночам на пути не было ни одного фонаря, а вместо навигаторов были бумажные карты. И с тех пор я говорю, что лучший навигатор – это местный житель. Нас часто выручали именно они. Показывали дорогу, рассказывали, где быстрее и безопаснее проехать. Сейчас, конечно, всё иначе. И это очень облегчает путешествие. Дорога становится удовольствием. Кроме того, сейчас в разы больше мест, где можно остановиться. Раньше мы снимали часть деревенского дома на границе Московской, Рязанской и Тульской областей. И каждый раз вынуждены были возвращаться туда на ночлег. Сейчас, если тебе понравилось в каком-то другом месте, ты можешь запросто там остаться. В гостинице, кемпинге, гостевом доме или хостеле. И бронировать стало очень просто благодаря интернету и сервису booking. Ну, и содержание поездок меняется. Стало гораздо больше тематического туризма.
Коломна, Поленово, Дворяниново
Яркий пример – мой любимый фестиваль «Антоновские яблоки». Он проходит в Московской области, в Коломне. В нём традиционно участвуют представители других музеев не только из Московской области, например, из «Культурно-просветительского музейного центра «Заповедное Даровое». Это усадьба, где жил Фёдор Михайлович Достоевский. Она находится недалеко от Коломны, в Зарайске. И туда тоже сейчас ездит много туристов. В том числе и благодаря тому, что в Музее «Коломенская пастила» активно рассказывают про этот музей, и даже выпускают сорт пастилы, которую особенно любил наш великий писатель. Это плотная яблочная пастила (еще ее называют смоква) с добавлением ягод клубники, смородины и малины. На фестиваль регулярно приезжают со своей экспозицией и продукцией сотрудники музея «Ясная Поляна» из Тульской области. Они несколько раз привозили на фестиваль изумительные пироги, приготовленные по рецептам Софьи Андреевны Толстой. В этом году фестиваль проходил в субботу, 12 сентября, а 13 сентября, в воскресенье все желающие поехали в Поленово и Дворяниново. Они, как и Ясная Поляна, находятся в Тульской области. И это была необычная экскурсия, а с ландшафтно-садоводческим уклоном. Дело в том, что сейчас в Коломне активно восстанавливают яблоневые сады. Поскольку яблоки - основной продукт для производства пастилы. Известно, что в 17 веке в Коломне было около 500 яблоневых садов и местный сорт «Зелёнка горькая», из которого получалась самая лучшая пастила. Но, к сожалению, после революции многие сады погибли и в месте с ними – этот уникальный сорт. И сейчас музейщики занимаются его восстановлением. Так вот, яблоневые сады были в имении Достоевского - Даровом, сохранились они в Ясной Поляне – в имени Толстого. А недавно сотрудники усадьбы Поленово посадили свой яблоневый сад. Во время экскурсии была встреча с агрономом, который рассказывал про то, как выбирали сорта. Но если Поленово – очень известное туристическое место, то, например, об усадьбе Дворяниново пока мало кто знает. А между тем, там в 18 веке жил русский писатель, философ и выдающийся агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он занимался всем, что связано с растениями. И земледелием, и садоводством, и лекарственными растениями, внёс огромный вклад в выращивание в России помидоров и картофеля. А таже занимался научной классификацией сортов яблони и груши. К сожалению, его наследие было незаслуженно забыто. И сейчас вот такое сотрудничество музеев, такие тематические экскурсии вносят огромный вклад в популяризацию его идей, возрождают интерес к музею-усадьбе Болотова, где сотрудники, кстати, продолжают выращивать те культуры, которыми занимался Андрей Тимофеевич.
Окский заповедник и Талдом
Мы очень давно мечтали попасть в Подмосковный Талдом, в государственный заказник «Журавлиная Родина». Но, поскольку в начале путешествия мы поехали на юг, а Талдом – на севере, то первым местом, в которое мы заехали и которое тоже связанно с журавлями, стал Окский биосферный заповедник.
Там находится уникальный, единственный в России питомник журавлей. Ему уже больше 40 лет. Ученые ведут в заповеднике огромную научную работу по сохранению генофонда этих редких птиц в сотрудничестве с многими международными организациями, в том числе в Америке, Канаде, Германии. В окском заповеднике птицы содержатся в условиях, максимально приближенных к естественным. И, самое главное, что большинство журавлей из этого питомника выпускают в естественную среду обитания. Кстати, там живут и знаменитые белые стерхи, с которыми в 2012 году летал на дельтаплане Владимир Путин.
Полёт Надежды
Международный проект, в котором принял участие Владимир Путин, назывался «Полет надежды». Дело в том, что стерхи – редкий вид журавлей, российский эндемик. Они находятся под угрозой вымирания. Потому что зимовать они традиционно летят в Индию. И по пути попадают на территорию Афганистана и Пакистана. А там браконьеры активно охотятся на этих птиц. И вот международная группа ученых решила попробовать изменить пути их миграции. Планировалось, что белые стерхи присоединятся к стае серых журавлей (это самый многочисленный вид), и полетят на зимовку вместе с ними, через территорию Казахстана в Узбекистан. Но журавли всегда летят за вожаком. И вот таким вожаком должен был стать наш президент на дельтаплане. К сожалению, этот проект не имел успеха, но в этом нет вины Владимира Путина. Сотрудники заповедника отмечают, что благодаря полёту президента, удалось привлеч огромное общественное внимание к проблеме сохранения стерхов.
Об этом мы узнали и на территории Окского заповедника в Рязанской области, и затем в Талдоме, уже в Подмосковье, от сотрудников заказника «Журавлиная родина», но об этом я подробнее расскажу в следующей части путевых заметок.
А ещё мы видели зубров. Это еще одна визитная карточка Окского заповедника - чистокровные кавказско-беловежские зубры. Их завезли туда в 1959 году. За 60 лет там вырастили около 300 особей. Некоторые находятся в просторном демонстрационном вольере, но есть и свободно кочующее стадо. Сейчас в нём около 40 зубров. И здесь тоже идет огромная международная научная племенная работа по восстановлению поголовья этих редких животных. Вот совсем недавно 6 зубров из Окского заповедника отправили в Турмонский заказник в Северную Осетию.
Кроме того, мы гуляли по экологической тропе, которая идет через болото. И для меня это был первый опыт, если не считать детства, когда несколько раз ездила в Белоруссию с бабушкой, в деревню, где она родилась.
Болото – это фантастическая, уникальная экосистема, о которой нам подробно рассказали уже в Подмосковье, в Талдоме. И про это подробнее в следующий раз.
Брыкин Бор
Мы там были два с половиной дня. На границе заповедника есть посёлок Брыкин Бор. Это одно из тех мест, где я бы с удовольствием поселилась на пенсии. Там изумительная, дикая природа, очень приветливые жители, многие из которых работают в заповеднике. Там есть чудесный гостевой дом 19 века. Раньше в нем была школа. Дом огромный, деревянный с высокими потолками. Там могут одновременно жить около 12 человек, но нам очень повезло, и мы в этот доме жили одни. Выходишь из дома – а вокруг тебя заповедный лес. А еще там есть чудесное кафе «Брыкин Бор».
Где мы завтракали, обедали и ужинали. Потому что там вкусно, так, как у бабушки. Открыли это кафе две активные женщины в возрасте 50+ Ольга и Татьяна. Пару лет назад они уехали от городской суеты и начали свое дело.
Они не только готовят, но и пекут в кафе такой хлеб, который может запросто конкурировать с продукцией многих модных московских пекарен. Уезжая из Брыкина Бора, мы купили у них изумительную чиабатту, которую ели до конца путешествия.