Осеннее автопутешествие по Подмосковью и вокруг, или отпуск на колёсах. Части 1 и 2

Путевые заметки ведущей «Радио 1» Надежды Малявиной

Читайте нас в: Google Новости

Надежда Малявина поделилась впечатлениями от осеннего автопутешествия по Московской области. Чем так хорош отпуск за рулём и в сентябре? Где удалось побывать? Что нужно взять с собой в дорогу? В чём особенности путешествия с двумя большими собаками? Ответы на все эти вопросы – в путевых заметках ведущей «Радио 1».

Для меня такой отпуск – идеальная возможность совместить разные типы отдыха. В начале сентября ещё отличная погода. А это значит, что можно найти пляжи, где уже почти нет людей, но ещё вполне можно загорать и купаться. Но уже не так жарко, и можно много гулять. Гостиницы свободны, высокий сезон закончился, есть большой выбор номеров, нет проблем с бронированием. Можно найти оптимальное сочетание цены и качества.

Экскурсии. Особенно в будни так мало людей, что практически все они становятся индивидуальными. Невероятно красивая природа, которая каждый день меняется, золотая осень, созревший урожай овощей, яблоки, клюква, брусника. В этих путешествиях можно ещё и придерживаться здорового питания.

Путешествуем вместе с университетской подругой Дарьей Моргуновой. Учились в одной группе на журфаке МГУ. Начали ездить на автомобиле ещё до того, как появились нормальные дороги и навигаторы. Я за рулём, Даша – штурман. Ездили по бумажным картам, в основном по глухим, заповедным местам. Часто снимали часть деревенского дома в Сенницах, это старинное село на границе Московской, Рязанской и Тульской областей, и оттуда делали выезды в Коломну, в старую Рязань или в Ясную Поляну.

А год назад мы решили поехать в прямом смысле куда глаза глядят, ничего заранее не бронировать, а решать по пути, куда лежит путь. Нам так понравился этот опыт, что в мы решили его повторить. В назначенный день мы загрузили вещи в машину и начали размышлять, куда бы нам хотелось, какой отдых нам нужен именно сегодня.

Очевидно, что в начале отпуска жителю большого города хочется отоспаться на природе и надышаться свежим воздухом. А ещё мы обе очень хотели посмотреть Рыбацкую деревню, которая находится на границе Московской и Рязанской областей. Это деревня рядом с Окой, построенная в норвежском стиле. Там изумительные домики и высокий красно-белый маяк, заметный издалека. Деревню должны были открыть несколько лет назад, но строительство и оформление земли затянулись, и вот теперь очередная дата – декабрь. А пока многочисленные туристы уже едут туда, чтобы побродить по деревне и сделать прекрасные фотографии.

Одежда. В автопутешествие нужно взять удобную одежду. Я, как правило, беру несколько пар широких брюк и как можно больше футболок, пару тёплых кофт и непромокаемую куртку. Из обуви – удобные лёгкие кроссовки на тёплую погоду и непромокаемые полусапоги на холодное время. И обязательно тёплые носки – они могут пригодиться, если, например, останавливаешься в кемпинге, и там прохладно, или если на прогулке всё-таки промокли ноги.

Прочее. У меня также собрана отдельная косметичка для путешествия, где лежат гели для душа, твёрдые шампуни, зубная паста и кремы в маленьких, удобных упаковках. Ещё есть отдельная продуктовая сумка, в которой имеются походный полулитровый электрический чайник, кофе, чай в пакетиках, мёд, хлебцы. С собой можно взять также твёрдый сыр или сильно вяленую колбасу. Мы с подругой берём в эти путешествия воблу. У нас традиция – есть воблу на берегу какой-нибудь реки или озера. В общем, нужно взять то, что позволит тебе быстро организовать перекус в любой момент практически в любом месте. С одной стороны, гастрономическая составляющая крайне важна в путешествиях, с другой, иногда, в хорошую погоду просто не хочется тратить время на поход в кафе или ресторан.

Животные. У меня немецкая овчарка и охотничий пёс, похожий на лабрадора, но это, скорее, всё-таки английский пойнтер. Точно не знаю, потому что обоих взяла из приюта. Чтобы путешествовать с собаками, нужно, во-первых, всегда иметь в машине запас корма и воды, во-вторых, удобные миски для кормления. Я купила складные, силиконовые. В-третьих, нужны подстилки и пледы, чтобы накрыть как следует заднее сиденье. А если собаки селятся вместе с тобой в гостиницу, нужно застелить кровати, чтобы, не дай бог, на них не осталось шерсти. Ещё всегда вожу с собой тряпки, которыми  протираю полы.

Обычно после пребывания собак мы оставляем идеально чистые номера. Это важно, чтобы меня запомнили как аккуратного клиента, который не доставляет дополнительных проблем персоналу гостинцы, и ответственного собаковода. И, конечно, обязательно нужно взять в путешествие ветпаспорта с отметками о прививках, удобные поводки, намордники, иметь с собой запас пакетов для того, чтобы убирать за собаками на территории отеля.

Я не всегда селю животных в номер – очень часто они спят в машине. И это ещё одно преимущество автопутешествия в сентябре.  Пока ночи не такие холодные, можно приоткрыть окна в автомобиле и оставить там собак. С учётом того, что они очень много днём гуляют в лесах, купаются в реках и озёрах, к вечеру они сами уже крутятся вокруг машины с одним желанием – как можно скорее лечь спать без задних лап.

Первой целью нашего автопутешествия стала рыбацкая деревня в норвежском стиле на границе Московской и Рязанской областей. А дальше хотелось курортного отдыха, и мы решили поехать в Солотчу. Это довольно известный курортный посёлок в 27 км от Рязани. Там удивительной красоты сосновые леса, где встречается очень много можжевельников. И там же находится дом музей Ивана Петровича Пожалостина – одного из лучших мастеров русской гравюры ХIХ века. Он создал целую галерею гравюрных портретов деятелей искусств. Среди них поэты и писатели – Державин, Жуковский, Гончаров, Тургенев, Некрасов, художник Карл Брюллов и другие.

Позже, в 30-е годы ХХ века, в этом доме жил Константин Паустовский. Он очень много гулял по окрестностям Солотчи и много писал про те места. Маршруты его прогулок были хорошо известны. И год назад в Солотче обустроили экотропу Паустовского. Это лесные маршруты, самый короткий из которых – около 8 км. Мы его прошли с подругой и собаками.  В наши автопутешествия моя подруга обычно берёт электронную книгу с большим количеством текстов, чтобы можно было читать про те места, где мы находимся. Поэтому вечером после прогулки мы читали рассказы Паустовского и сравнивали свои впечатления с тем, что он описывал почти 100 лет назад. И казалось, что это было вчера.

Надежда Малявина продолжает рассказывать о преимуществах автомобильного отпуска в сентябре и о том, как организовать такое путешествие, да ещё и взять с собой двух больших собак. О том, как сесть с лучшей подругой в машину и поехать в прямом смысле куда глаза глядят.

Впервые мы рискнули на такое путешествие в прошлом году. В качестве эксперимента. А вообще вместе ездим уже очень давно, больше 10 лет. За это время бывали в разных, в том числе экстремальных ситуациях, поэтому решили, что можем попробовать вот такой спонтанный, интуитивный отдых. И прошлогодний эксперимент оказался более чем удачным. Мы отправились в недельное путешествие в основном по городам Золотого кольца Московской и Ярославской областей. Теперь решили провести в таком режиме две недели.

Как выбрать ночлег

Здесь всем нам в помощь знаменитый международный сервис booking.com. Он очень хорошо работает в России и особенно выгоден тем, кто много путешествует. Например, моя подруга очень часто бронирует жилье через booking, поскольку путешествует гораздо больше меня, и у неё есть постоянная скидка в 10%. Это ощутимая экономия. Но если говорить о том, как мы выбираем жилье, то тут есть несколько факторов. Например, насколько далеко расположена гостиница от того места, где мы сейчас находимся. В день мы старались проезжать не более 100-150 километров, при этом выбирали какие-то тихие региональные дороги, а не скоростные магистрали. Иначе ты просто устаёшь за рулем.  Мы старались искать отели, расположенные в лесу или у воды, идеально, если с собственной большой огороженной территорией. Это удобно, когда путешествуешь с собаками, чтобы было комфортно их выгуливать.  Конечно, прекрасно, если номер расположен на первом этаже, в нём есть душ и туалет, холодильник и кондиционер.  В этом отпуске мы решили экономить и тратить не более 2,5 тысяч за двухместный номер в сутки. И это нам удалось. И это – ещё одно из преимуществ путешествия в сентябре: большой выбор жилья и сниженные цены. Особенно в будни.

Лучшие гостиницы

Таких в нашей поездке было несколько. Это парк-отель «Паустовский» в Солотче, в Рязанской области, но недалеко от границы с Московской. Это парк-отель «Палуба» в Тверской области, тоже очень близко от границы с Подмосковьем. И, это, конечно, кемпинг «У Кремля» в Коломне. Но тут я должна признаться, что Коломна – мой самый любимый город в Московской области.

Езжу в него регулярно уже больше 10 лет. И не надоедает. Кстати, первый раз в Коломну меня привезла всё та же моя университетская подруга и идеальная попутчица Дарья Моргунова. Для Даши это город, знакомый с детства. Через него они с мамой и бабушкой ездили на автобусе в Сенницы, в деревню, которая расположена в 50 километрах от Коломны, где жили их родственники. И вот мы попадаем в Коломну вместе в 2009 году и набредаем на музей «Коломенская пастила». Это сейчас он уже знаменит на всю Россию и за её пределами. Это сейчас в Коломне есть ещё и «Музейная Фабрика Пастилы», и музей «Калачная», и парфюмерный музей «Душистые радости», где проходят театрализованные интерактивные программы. А 11 лет назад мы просто обалдели. От этих экскурсоводов  в платьях с кринолинами, от восстановленного флигеля усадьбы купцов Сурановых, где располагается музей, от запаха и вкуса пастилы, а главное, от её богатой, но на тот момент забытой истории, и от совершенно нового для нас типа музея. Напомню, что он появился благодаря гранту Благотворительного фонда Владимира Потанина. У них был отличный проект «Меняющийся музей в меняющемся мире». И участвуя в этой программе, многие музеи по всей стране обновили свои экспозиции, сделали живые, увлекательные по-настоящему интересные экскурсии. Вот так начались наши регулярные поездки в Коломну.  А через некоторое время одна из основателей Музея пастилы Наталья Никитина организовала международный яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки». И это стало ещё одной нашей хорошей сентябрьской традицией – ездить на фестиваль. В этом году мы тоже думали, что было бы хорошо попасть на праздник качественной литературы и хорошего вкуса. И дорожка-таки привела нас 12 сентября в Коломну. Но если возвращаться к жилью, то обычно мы останавливались в гостинице «40-й меридиан. Арбат». А в этот раз решили попробовать в «Кемпинге у Кремля».

Он – игрушечный. Как из сказки. Там очень ухоженная зеленая территория, а на ней – маленькие, яркие, разноцветные домики-фургончки. Внешне они напоминают стилизованные жилые автоприцепы, а внутри очень похожи на вагоны поезда. Поскольку наш путь в начале отпуска лежал через Коломну, мы специально заехали посмотреть на эти домики. И решили, что если поедем на фестиваль «Антоновские яблоки», то жить будем непременно тут. В кемпинг, кстати, можно приехать и со своим автодомом. Это вообще моя мечта. Выйдя на пенсию, взять в аренду или купить такой автодом и жить в нём, переезжая из города в город. Думаю, что к тому времени, когда я на пенсию выйду, в нашей стране уже появится инфраструктура для таких путешествий. Как минимум, станет в разы больше кемпингов типа того, в котором мы жили.  Должа сказать, что мы забронировали домик не на двоих, а на четверых. Он более просторный. Там двухэтажные кровати. На первом этаже мы спали, на втором хранили сумки, а посередине лежали собаки на своих подстилках. Этот домик на четверых (двух людей и двух собак), обошёлся нам в 2 тысячи рублей в сутки. И это в выходные. В будни было бы ещё дешевле. Домик без удобств, но идеально чистый туалет и просторный душ находились в 20 метрах от него, так что проблем не было никаких.  А еще с территории кемпинга есть выход на один из лучших пляжей Коломны. Он находится на берегу Коломенки, это приток Москвы-реки. Пляж практически напротив конькобежного центра «Коломна», и его хорошо видно на въезде в город. И все 10 лет, что я езжу в Коломну, я мечтала там искупаться. Мечты должны сбываться. Я наконец-то сделала это!

Фестиваль «Антоновские яблоки»

Литературно-гастрономический фестиваль «Антоновские яблоки» в Коломне для меня традиционно одно из самых ожидаемых событий начала осени. И не только для меня. Например, уже несколько лет подряд бессменной ведущей многих площадок фестиваля становится Фёкла Толстая. Не раз бывали на фестивале Людмила Улицкая и Вениамин Смехов, Нарине Абгарян и другие прекрасные авторы.

В этот раз основной темой фестиваля стала «ткань неспешной жизни». Как пояснили организаторы, это связано с тем, что во время пандемии коронавиуса очень многие из нас вынужденно сильно замедлились. Но в этом были и свои плюсы. Мы стали больше времени проводить дома, в кругу семьи, больше заниматься самопознанием и творчеством.  В этом году, в отличие от предыдущих, на фестивале было меньше гостей, зато была организована on-line трансляция. Почти все выступления, встречи, дискуссии происходили на одной – главной сцене, которая находилась в сквере имени Зайцева. По всему северу были установлены торговые павильоны, где лучшие издательства нашей страны представляли свои новинки и бестселлеры. По традиции было очень много качественной детской литературы. Это одна из особенностей фестиваля. В этом году организаторы сделали отдельную детскую площадку, где, например, актёры читали сказки одного из самых моих любимых детских писателей, англичанина Дональда Биссета. Там же был детский маркет, где продавали очень стильные сувениры, сделанные руками детей.

Ну, и в этом году фестиваль начался с утреннего концерта. Артисты московской Геликон-оперы исполнили «Кофейную кантату» Иоганна Себастьяна Баха. При этом они во время исполнения варили на сцене кофе и угощали им зрителей!