«Атомный взрыв»: Филолог рассказал про значение Велимира Хлебникова в мировой поэзии

В рамках цикла «Невыученный урок» в эфире «Радио 1» кандидат филологических наук, руководитель кафедры русской словесности Областного технолицея им.

Фото: iStock/bestdesigns
Читайте нас в: Google Новости
В рамках цикла «Невыученный урок» в эфире «Радио 1» кандидат филологических наук, руководитель кафедры русской словесности Областного технолицея им. Владимира Ивановича Долгих, лауреат конкурса Учитель года — 2023 Андрей Журбин рассказал о судьбе и творчестве поэта, теоретика, одного из основоположников кубофутуризма (группы «Гилея» и «будетляне»), ключевой фигуры русского литературного авангарда Велимира Хлебникова.


ВКЛАД В ЛИТЕРАТУРУ

«Хлебников — один из крупнейших мировых поэтов 20-ого века. Виктор Шкловский, литературовед, ввел понятие гамбургского счета, оно идет от легенды о том что борцы в цирках в конце 19-ого — начале 20 века боролись, но это были постановочные бои, а вот уже в Гамбурге они собирались для себя и при закрытых дверях боролись в полную силу, чтобы выяснить кто самый сильный, такой же неофициальный счет Шкловский предполагал в литературе, где чемпионом был бы Хлебников. Велимир Хлебников — это Гагарин в космосе, он вышел на новый уровень поэзии», — сказал филолог.

По его словам, Хлебников — самый азиатский из русских поэтов, он ввел много африканских сюжетов и изменил жанровую систему: создал гипертексты — текст, состоящий из других текстов, писал целые поэмы в жанре полиндрома.
«Он изменил ритмику, активно использовал верлибр, обновил язык — в жизни мы общаемся, используя в среднем 2 тысячи слов, то Хлебников создал более 10-ти тысяч окказионализмов. Это был атомный взрыв в русской и мировой поэзии», — высказался эксперт.

Фото: iStock/francescoch


«БУДЕТЛЯНЕ»


Известно, что Хлебников причислял себя к роду «будетлян», о котором также рассказал руководитель кафедры русской словесности Областного технолицея им. Владимира Ивановича Долгих Андрей Журбин.
«К началу 20-ого века старая поэзия себя исчерпала, и сама жизнь шагнула далеко вперед. Цивилизация вышла на новый уровень, и ей нужен был новый язык, новая поэзия. Хлебников предложил называть себя «будетляне» - люди будущего. Когда Маринетти (Филиппо Томазо Маринетти — итальянский поэт, один из основателей футуризма) приезжал в Россию, многие, в частности Хлебников, бойкотировали его приезд, считая, что учителя-иностранцы не нужны», — рассказал он.


РЕВОЛЮЦИЯ


По мнению собеседника, сложно говорить, насколько поэт принял революцию, ведь однозначно трактовать стихи нельзя.
«Поначалу Хлебников был «новым словом в новом государстве», и даже после его смерти успели издать собрание сочинений, но уже во второй половине 20-х годов был взят курс на упрощение поэзии, а Хлебников был слишком сложен, элитарен, а для советской власти важно было, чтобы в искусстве был диалог. Искусству отводилась инструментальная роль, выполнять задачи посредством искусства необходимые для нового государства. Поэтому Хлебников был предан забвению. Новое открытие его поэзии произойдет уже после перестройки», — объяснил специалист.


АКТУАЛЬНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


Собеседник подчеркнул, что всегда были энтузиасты, печатающие Хлебникова, и благодаря этому к нему вновь и вновь возвращаются люди.
«Ближе к перестройке появилась возможность опять издавать Хлебникова. В Астрахани открыли его дом — музей, в Россию стали приезжать исследователи его творчества из других стран: США, Франции, Голландии, Японии. То есть во всех крупных странах Хлебников изучается. Софья Старкина издала биографию Велимира напечатанную в ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей, серия художественно-биографических книг). Хлебников востребован всеми умными людьми. Это не узколитературная тема, потому что он был еще и математиком, учился в Казанском университете, где и Бутлеров, и Ленин, и Лобачевский. Хлебников — это не только разговор о литературе, но в целом о развитии цивилизации», — поделился эксперт.


Фото: iStock/Trifonov_Evgeniy

С ЧЕГО НАЧАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА


Андрей Журбин заявил, что лучше начинать изучать творчество Велимира Хлебникова с его прозы, например, повести «Ясир».
«Поздний Хлебников потрясает больше, поэтому лучше начинать с поэм, стихотворений последних лет жизни поэта», — посоветовал собеседник.

Читайте также:

Поэтесса Анна Ревякина: Мы много говорили с Евтушенко о Донбассе

Жителей Подмосковья пригласили принять участие в песенном конкурсе

Выставка в «Музеоне» расскажет о поэтах, живших в усадьбе «Мураново»

Автор: Анастасия Бондарева

Полная версия