«Раньше под действие 230-ФЗ, который в народе прозвали коллекторским, не подпадали службы взыскания банков и микрофинансовых организаций. Теперь они будут при взыскании долгов подчиняться этому закону. Кроме того, в этом законе появляются такие понятия как «коллекторы» и «коллекторская деятельность», чтобы должник понимал, с кем он имеет дело, и кто будет долг взыскивать. Также появляется описание такого метода взыскания как взыскание с помощью роботов. Роботы в этом законе называются «автоматизированный интеллектуальный агент». Поскольку технологии настолько успешны, что робота сложно отличить от голоса человека, «агент» должен будет представиться, назвать свой идентификационный номер, по какому именно он звонит производству, куда может обратиться должник, если его права будут нарушены», - рассказала Пожарская.По словам эксперта, должник сможет самостоятельно определять, будет он общаться с роботом или переключится на человека. Однако преимущество ФССП будет отдавать интеллектуальному помощнику, так как робота сложно будет лишний раз обвинить в хамстве, угрозах и т.д.
«До 2016 год, когда появился 230-ФЗ, у коллекторов руки были развязаны, но с появлением закона на рынке взыскания стало значительно больше порядка. Коллекторы, которые состоят в реестре и соблюдают все правила, дорожат своей лицензией, так как это прибыльный бизнес, и остаться вне правового поля и привлечь внимание правоохранителей никто не желает», - пояснила эксперт.
«Если посмотреть на статистику Федеральной службы судебных приставов, то мы видим, что растет количество жалоб на взыскателей. Это говорит о том, что закон работает и люди больше узнают о правах, которые у них есть. Однако пропорционально растет и количество необоснованных жалоб. Это обусловлено тем, что сфера взыскания всегда конфликтна и должнику не хочется возвращать долги. Пока нововведения будут проходить «обкатку», наверное, количество обоснованных претензий все же вырастет, но картина в целом наверняка будет неизменной, так как у ФССП появляется больше оснований для того, чтобы считать какую-то часть жалоб обоснованными и применять надзорные меры к нарушителям прав должников», - заключила Пожарская.Отметим, что наиболее грубые нарушения, допускаемые взыскателями, связаны с угрозами жизни и здоровью граждан, насилием, порчей имущества.
Автор: Анастасия Хохлова