«История человечества знает несколько таких ярких примеров, когда собирались данные на населения. Например, во Франции, когда туда зашла гитлеровская Германия, было объявлено, что всем евреям нужно явиться в конкретные дни и отметиться. Законопослушные пошли, а один какой-то парень, который потом стал одним из вождей сопротивления, не пошел, подумав: «Что меня записывать? Живу себе и живу. Зачем меня переписывать?» Всех тех, кого записали, постигли неприятности, в том числе лагеря и смерть. А те, кто не пошел туда, остались жить и, увидя этот беспредел, подняли восстание против немцев и в свое время их выгнали», — объяснил эксперт.
«В данном случае, когда речь идет о релокантах, отношение к которым у властей негативное, то, конечно, ничего хорошего не следует ожидать. Потому что это информация собирается не для того, чтобы раздать им премии и хорошие рабочие места, попросив вернуться в Россию. Скорее всего речь идет о том, чтобы на таких людей или на членов их семей были направлены санкции. И такие возможностями государство располагает», — отметил специалист.
«Например, если адвокаты выезжают за пределы России и не сообщают об этом, не сказали, на какой срок, или по истечении этого срока не явились обратно, то это является основанием для лишения статуса адвоката. Это прямые санкции, которые связаны с ограничением свободного передвижения по миру», — объяснил он.
«Для тех, кто призывного возраста, есть уголовная ответственность в виде уклонения от мобилизационных мероприятий. Для тех, кто находится там и использует какие-то платежные системы и счета, имеются финансовые санкции, поскольку граждане России обязаны об этом сообщать налоговикам и предоставлять раз в год отчеты. Если они этого не делают, то накладываются какие-то штрафы, санкции», — сказал Василий Бурдюк.
Автор: Анастасия Бондарева