«Нельзя забывать, что есть наши взрослые дела, где ребенок никак не виноват и не участвует. Не стоит его назначать решителем взрослых судеб: ты реши, ты скажи. Договоритесь взрослыми, обсудите и принесите это решение ребенку», — сказала психолог.
«Во-первых, они видят ситуацию как изнутри, так и внешне. Для них это про то, что любую информацию можно пересказать, переиначить, где-то перевернуть. Такие публичные дебаты, выходящие за рамки дома, взращивают некоторую форму манипулятивности. Мы не говорим, плохо это или хорошо, но такая форма есть», — объяснила эксперт.
«То есть Агата Павлу не напрямую говорит то, что хочет, а усиляет свое действие через ребенка. Строит некий треугольник: детям плохо, а ты посмотри на детей, а ты скажи им. Дети становятся центром треугольника, а это плохо, потому что они на себя начинают брать взрослые роли, которые им абсолютно не по возрасту. То есть они начинают быть в ответе за взрослое счастье. Что передать, что не так передал? Они становятся в центре интриги и порой думают, что если они что-то не так передадут, то кому-то из родителей будет плохо. Во-первых, дети еще психически не могут нести такую ответственность, а во-вторых, нарушается иерархия, потому что родитель стоит выше ребенка, а в таких ситуациях все меняется», — объяснила специалист.
«Если у детей есть родители, которые демонстративно все решают, то скорее всего этот ребенок будет склонен к истерикам и демонстративному поведению, потому что родитель истероидно, громко, демонстративно себя защищает. Дети могут брать внутрь себя подобные роли поведения. Может развиться конкуренция и зависть, потому что дети видят конкурирующих родителей. Когда мы говорим о прилюдных разборках, то это воспитывает конкуренцию и абьюзивные нотки, отсутствие безопасности и ясности», — заключила психолог.
Автор: Анастасия Бондарева