«Например конфискуют машину, как орудие преступления, в которой тайник с наркотиками был, так же и здесь. Этот момент будет еще уточняться, но скорее всего процедура будет такая же, как и с судебными приставами, когда есть опись и происходит реализация имущества должника. Есть имущество, на которое невозможно обратить взыскание. Есть разные взгляды, но скорее всего, конфискации будет подлежать имущество, которое использовалось для противоправной деятельности. Условно, если есть человек или издательство, которое публиковало фейки, то предметом возмездия будет компьютер, офисная техника, средства визуализации, проекторы и т.д. Если это телеграм, то могут быть изъяты жесткие диски, компьютеры, накопители, серверы и т.д. О полной конфискации имущества, я думаю речи быть не может», - объяснил юрист.Под имуществом следует понимать совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо физического или юридического лица. Однако в данном законопроекте также идет речь о государственных наградах, воинских званиях или званиях народного артиста, которые могут быть взысканы за совершение преступления.
«Обычным гражданско-правовым механизмом это произвести нельзя, потому что награду, которая была вручена, нельзя было забрать, такого механизма не было. Поэтому решили ввести статью о конфискации. Для тех кто волнуется, могу сказать так, чтобы у тебя что-то конфисковали, должно быть решение суда, причем вынесенное в рамках приговора по уголовному делу. По имуществу человека будет приниматься отдельное процессуальное решение. То есть это не просто так пришли мужчины с пистолетами и что-то забрали», - пояснил правозащитник.
«Люди волнуются, потому что в настоящее время определение «фейки» размытое. Нет практики, что именно будет пониматься под этим. Подобными делами должны заниматься лучшие судьи, следователи и так далее, потому что квалифицировать деяние сложно, чтобы однозначно определить фейк это или нет, нужно иметь доступ к источникам. Например, фейки об СВО - нужно, чтобы там кто-то информацию подтверждал или опровергал. Именно поэтому люди боятся что-то комментировать, даже в приватных беседах, потому что тема очень сложная. Такая нагрузка, как конфискация очень сильная, по моему мнению, помимо статей, нужно вводить особый порядок расследования таких дел, как например дела по терроризму: они должны рассматриваться Верховным судом только. Решение по конфискации должно быть таким, чтобы не возникло вопросов законно ли оно. Реализация закона должна быть безупречной, например, если у какого-либо СМИ конфисковали имущество, потому что оно действительно занималось тем, что направлено против людей, то это должно быть оформлено так, чтобы у обычных людей не возникло мысли о том, что это может быть применено к ним», - отметил Ерохин.
Автор: Анастасия Хохлова