«Они довольно капризны и растут только в среде с очень низким содержанием кислорода – менее 2%. Такая среда чаще всего возникает в консервах – либо это банки, либо запаянный пластик, либо еще что-то в этом роде. Чаще всего это домашние заготовки, но бывают и вот такие истории с промышленным производством», – отметил врач.Очень важно, добавил он, что мы не можем заразить другого человека ни токсином, ни самой клостридией. Иными словами, ботулизм – всё-таки не совсем инфекция, а пищевое отравление.
«Тогда летальность была под 50-60%. Сейчас по всему миру она составляет менее 5%, потому что это паралитический яд. Он постепенно отключает мышцы. Самое главное – это наша дыхательная мускулатура. Сегодня несколько человек перевели на ИВЛ, и тем самым их спасут. Пока за них будет работать аппарат, у них организм справится с токсином. Медики помогут с поддерживающей терапией, и в итоге всё пройдет без каких-либо последствий. Может быть длительный период восстановления – недели или месяцы. Но фатальных последствий, скорее всего, не будет», – заверил собеседник «Радио 1».
«Первое – это диплопия, то есть раздвоение предметов. Вы смотрите на один предмет, но видите два. Второе «Д» – это дисфагия, то есть затруднение глотания. У человека постоянно в горле стоит какой-то комок, он не может проглотить, ему что-то постоянно сильно мешает. Третье «Д» – дисфония. Внезапно садится голос, буквально на ровном месте. Из-за чего? Из-за того, что ослабла мускулатура, а она у нас в артикуляции играет главную роль. И последнее – это невнятная речь. Мы понимаем, что это поражение черепно-мозговых нервов», – пояснил врач.Далее человеку становится всё труднее и труднее дышать, его лицо становится маскообразным, практически лишённым мимики. Развивается задержка мочи. Самые катастрофические последствия – это летальный исход.
Автор: Лора Луганская