В больших российских городах до коронавируса набирала популярность шеринг-экономика или экономика совместного потребления. Для многих мегаполисов буккроссинг, каршеринг стали частью повседневной жизни. После эпидемии COVID-19 многие отказываются от такой модели экономических отношений. Например, горожане возвращаются к своим личным авто. По словам экономиста, управляющего инвестиционным фондом «Кастодиан» Андрея Плотникова, совместное потребление полностью не вытеснит такое явление как «частная собственность».
«Мечты о том, что рано или поздно нам не понадобятся каждому машины, дома будут сдаваться только в аренду, не сбудутся, к таким утопиям мы никогда не придём. Личный автомобиль всё равно будет любимым средством передвижения для многих граждан», – сказал «Радио 1» эксперт.
По его прогнозам, шеринг-экономика восстановится за малый промежуток времени. После снятия эпидемических ограничений снова стал востребован каршеринг, но спрос на него пока невысокий.
«Согласно данным, спрос уменьшился на 30-40%, если сравнивать с показателями, которые фиксировали до эпидемии. Люди пока боятся заразиться в таких машинах. Я думаю, что прежние показатели будут не раньше сентября», – отметил Плотников.
Дмитрий Нестеров, эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения Гринпис, имеет схожее мнение: экономика совместного потребления наберёт прежние оброты в короткие сроки.
«Из-за эпидемии коронавируса спад произошёл не только в этой отрасли, но и во всей экономике. Если обратиться к прогнозам крупных компаний, то экономике понадобится максимум три года, чтобы восстановиться. То же самое будет и с шеринг-экономикой. Возможно, она восстановится ещё быстрее, так как люди сейчас трепетно относятся к деньгам, у многих упал доход из-за эпидемии, коллективное потребление в такой ситуации будет востребовано», – пояснил Нестеров.
Он добавил, что шеринг-компании приспосабливаются к новой действительности. Так, дезинфицируются салоны автомобилей каршеринга, ограничивается количество пассажиров в машине.