Вскоре стороны обменяли военнопленным по формуле «75 на 75», но затем процесс снова замедлился. Большая часть пленных ВСУ на родине считаются пропавшими без вести. Кто-то надеется попасть в следующий перечень на обмен, а кто-то принял свою участь и ожидает уголовного срока или возможности вступить в ВС РФ.
Как живут пленные в колониях, при каких обстоятельствах они сдались и чего ждут, рассказала «Лента.ру».
Обстановка «на зоне»
Все пленные выглядят похожими друг на друга: бритые головы, однотонные робы. Выделяется только один из них — старший в отряде в кепке с буквой Z.
Территория колонии разбита на несколько участков — камеры, внутренний двор, столовая, зал для чтения и храм.
Пленных заводят в кабинет бойцы спецназа ФСИН, лица которых спрятаны за балаклавами.
Над колонией пролетают штурмовики Су-25 — и пленные вместе со спецназом поднимают головы вверх. В кабине дрожат занавески, а их окна открывается вид на внутренний двор колонии: некоторые заключенные греются на солнышке, другие чинят трубу во внутреннем дворе. День работают, день отдыхают.
«Да им тут нравится. Лучше, чем на передовой», — говорит конвоир.
Фото: istock /RobertAxВ маленьком тюремном храме военнопленные могут присоединиться к службе в разрешенные часы.
Пни выкорчеваны, бордюры побелены, а яблони окучены. Книжные полки в кабинете, куда заводят пленных, содержат книги на украинском языке, русские словари и советские учебники. Среди литературы — русская классика, научная фантастика и художественные произведения.
В обеденный час пленные ровным строем направляются в столовую. На обед первое и второе: суп, картофель, гарнир, хлеб и чай. По информации на 2022 год, в среднем один солдат обходится ДНР в 105 рублей в сутки. Чтобы съесть всю порцию, отводится порядка 20 минут. После обеда заключенные строятся в линейку по команде.
ВС РФ продвинулись в Волчанске, сын Сырского готов воевать за Россию: Последние новости СВО
Истории военнопленных ВСУ
Один из военнопленных по имени Руслан, уроженец Полтавской области, был мобилизован, выйдя из дома за хлебом. Через месяц оказался в Авдееве. До этого работал на пилораме. Руслану 37 лет, разведен, есть дочь.
«Увезли в военкомат, прошел комиссию, отправили воевать», — делится украинец.
Он рассказал, что учебная подготовка шла месяц: бегали по окопам, обучались стрельбе из автоматов. После обучения их прикомандировали к 110-й отдельной бригаде терробороны и отправили на дачи в Авдеевке.
Там Руслан нашел телефон, чтобы рассказать близким, где он находится. На календаре был декабрь, стоял холод. Позиции военных ВС РФ находились буквально в десяти метрах. Он сказал, что когда бойцов привезли на позицию, стало страшно.
Извиняясь за суржик, он сказал: «вчера ти живий, на следующий день неживий».
«Каждый день нас обстреливали, но я не разбирался откуда ци прилеты и як они называются. 20 дней в аду, один день отдыха, затем снова 20 дней в аду», — сказал он
Украинец добавил, что возле окопов тела погибших солдат лежали месяцами, их не доставали из-за вони и постоянной стрельбы. Так как Руслан легче переносил запах из-за давней работы на кладбище, он вытаскивал тела и передавать их в машину эвакуации, которая обычно вывозит раненых. Мужчина признался, что когда доставал «двухсотых», было ощущение, что все они «мясо».
Первую боевую выплату в размере 120 тысяч гривен (примерно 265 тысяч рублей) Руслан так и не получил. На 40-й день боевых действий, в ходе очередного штурма, в их окоп упали мины. Стоявшие рядом солдаты погибли, а Руслан попал в плен.
«Ноги были в крови, тело в крови, во рту ощущался вкус крови. Я не знал, куды деваться. Вышел из окопа и сказал: «Все, я сдаюсь», — сказал он.
Недавно Руслан сказал начальству колонии, что готов вступить в ВС России и хочет начать новую жизнь. Корреспондент издания спросил, что если напротив него окажется такой же мобилизованный из Полтавы, на что украинец не нашел ответа.
Легенда о «Вагнере»: становление ЧВК, связь с Пригожиным, смерть
Военнослужащий ВСУ Виталий 10 месяцев отслужил связистом, попал в плен под Авдеевкой и находится там больше года. Его мобилизовали в 2023 году, ранее он работал оператором станка на заводе в городе Коростень Житомирской области. В родном городе у него осталась мать.
Молодой человек, выглядящий лет на 20, говорит осторожно, стараясь верно подбирать слова, и избегает политических вопросов. Под штаниной украинца торчат контуры аппарата Илизарова, который ему установили медики.
«По нам стрелял танк, потом начался штурм. Было страшно, и все. В окоп закинули гранату, я даже боли не почувствовал. Лежал, и все. На третий день я сдался в плен. Я думал, что меня застрелят, - рассказал Виталий.
Четверым другим бойцам удалось сбежать, оставив его и еще одного мужчину в окопе. Пятеро человек убили в штурме.
Фото: РИА Новости / Евгений Биятов
Из-за ран Виталий не мог идти и даже ползти, и штурмовики тащили его на носилках.
«Мама, если ты меня будешь бачить, со мной все нормально. Я, короче, в плену. Если что, жди, я вернусь», — обратился к матери украинец.
Шокирующие предсказания астрологов об СВО: когда завершится конфликт и что будет с Украиной
Судьба пленных бойцов ВСУ
Сдавшиеся солдаты ВСУ могут нести наказание, зависящее от обстоятельств их службы. В РФ существует несколько статей УК, по которым против них могут возбудить дело, — «Ведение агрессивной войны» (срок от 7 до 20 лет), «Наемничество» (от 3 до 7 лет) и «Реабилитация нацизма» (до 3 лет).
Однако большинство военнопленных ждут трудовые работы и заключение до окончания боевых действий. Когда пленные смогут вернуться домой — неизвестно. Татьяна Москалькова заявила, что обмен был приостановлен по причине регулярно появляющихся новых требований украинских переговорщиков.
При этом иногда пленные могут встретиться с близкими. В прошлом году уполномоченная по правам человека в ДНР Дарья Морозова организовала свидание родственников в колонии — для этого им нужно было пересечь украинскую границу. Организовать встречу удалось за 2 месяца. С начала спецоперации Морозова получила еще 700 похожих заявок.
Некоторые сдавшихся украинские солдаты, которых мобилизовали на передовую не по своему желанию, не хотят попадать в обменные списки и возвращаться на Украину. Об этом говорил депутат Госдумы Виктор Водолацкий.
На сегодняшний день в украинском реестре числится больше 23 тысяч человек, пропавших без вести.
В последней законодательной реформе на Украине указано, дезертирство с позиций карается тюремным заключением на срок от 5 до 12 лет. В РФ за дезертирство военнослужащим грозит до 10 лет колонии.
Читайте также:
В России женщины-заключённые
стали проситься на СВОНа Украине рассказали, почему бойцам ВСУ
запрещают пользоваться рациямиПоявилось видео с военными ВС РФ,
вернувшимися из украинского плена