Буквально через месяц в широкий российский прокат выйдет фильм «Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога». Зрителям представят масштабную документальную ленту о всемирно известном джазмене, которому в октябре 2021 года исполняется 60 лет. О том, сколько длилась работа над проектом, насколько удалось раскрыть личность народного артиста России и в чём заключается уникальность этой картины, программе «Синемания» рассказал её режиссёр Александр Бруньковский.
С: Александр, чем вас привлекала персона Игоря Бутмана?
АБ: Персона Игоря Бутмана, безусловно, привлекла меня своими свершениями. Когда я решил снимать этот фильм вместе с Юлией Хмелевской, меня поразил тот факт, что Игорь играл с музыкантами, которых я считал абсолютно недостижимыми высотами. С теми, кого я, можно сказать, мифологизировал. С Джорджем Бенсоном и Дэйвом Брубеком. Я слушала их на виниловых пластинках, в магнитофонной записи. Это было так далеко и так невозможно, как космос. И вдруг оказывается, что парень из Ленинграда, почти мой сверстник, играл с этими музыкантами.
С: Ваш документальный фильм называется «Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога». С кем вы хотите наладить диалог?
АБ: В первую очередь, диалог это и есть джаз. Потому что джаз – это общение, разговор музыкантов между собой. Всегда очень интересно смотреть, как они подбрасывают друг другу фразы, как они на них реагируют. Ведь это импровизация! Они играют не по нотам. Они могут подшучивать друг над другом, они могут провоцировать друг друга. Ещё могут говорить какие-то ласковые слова и общаться со зрительным залом. Когда они что-то говорят, зал им отвечает вот этим замиранием и тишиной или, наоборот, всплеском аплодисментов и эмоций. Поэтому наладить диалог – это вообще главное в жизни. Мы все общаемся, как на личностном уровне, так и на глобальном.
С: Александр, будут ли в картине откровения, которыми Игорь ещё не делился с публикой? Можно без спойлеров.
АБ: Безусловно! Мало того, мы не только их услышим, но и увидим. Потому что кино – это искусство изобразительное. Мы снимали фильм достаточно долго и старались выкристаллизовать каждое тонкое движение и проявление жизни, которые по сути своей являются откровениями.
С: В чём секрет успешного документального кино?
АБ: Прежде всего, надо снимать то, что вам искренне интересно. Деньги – второй вопрос. Они найдутся только тогда, когда у вас появится энергия вашего запроса, энергия вашего интереса. Мало того, ещё очень важно, чтобы была какая-то загадка лично для вас. Что-то, в чём вы хотите разобраться. Кино ведь своего рода странствие. В нём вы должны открывать для себя нечто новое, иначе ничего не выйдет. Вам нечего будет показать зрителю
С: Вы снимали кино довольно долго, около года, и наверняка за это время влезли в душу Игоря Бутмана. На ваш взгляд, в чём разница между Бутманом-человеком и Бутманом-музыкантом, руководителем и организатором?
АБ: Эта разница есть у каждого человека. Не могу сказать, что я влезал к нему в душу. Я пытался его открыть, причём с помощью съёмочной группы. Это нужно чисто по-человечески суметь открыться. Игорь смог это сделать.
Возвращаясь к вопросу про разницу, могу сказать, что вся суть её состоит в отношении к тому или иному конкретному действию. Если на сцене он выглядит совершенно необыкновенным, с запалом и по-юношески включённым, то в жизни, в каких-то административных делах это человек очень чёткий, внятный с очень серьёзным подходом.
С: Где и когда зрители смогут увидеть ваш новый фильм?
АБ: Фильм «Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога» мы все сможем посмотреть уже с 8 июля почти во всех кинотеатрах в городах-миллионниках. Это почти 100 кинотеатров. Его хронометраж 67 минут.
С: Вот, к слову, как, на ваш взгляд, в России обстоят дела с площадками для документального кино?
АБ: Не самым плохим образом, я бы сказал. Потому что есть центры документального кино. Это кино регулярно показывается на множестве кинофестивалей, которые специализируются именно на документальном кино, и множестве кинофестивалей, которые имеют у себя подобную программу. Это и Московский международный кинофестиваль, и какие-то периферийные смотры.
Фото: РИА НОвости/Владимир Астапкович