Как Netflix заработал на сериале «Игра в кальмара» больше, чем герои-смертники

«Игра в кальмара» — первый южнокорейский сериал, возглавивший топ Netflix. Герои сериала столкнулись с финансовыми трудностями, и для их решения соглашаются участвовать в играх на выживание за главный приз – 40 миллионов долларов. Чтобы победить, 456 участников должны пройти шесть детских игр, за проигрыш убивают.

Сериал официально стал абсолютным рекордсменом по популярности на платформе Netflix сразу после выхода. За первые 10 дней сериал занял лидирующие позиции в 90 странах мира, за месяц его посмотрели 142 миллиона зрителей. Число подписчиков Netflix увеличилось почти на 4,5 миллионов человек, а выгоду от сериала платформа оценила в 900 миллионов долларов. Это в 22,5 раз больше, чем приз, обещанный игрокам в сериале.

По данным американского издания Forbes, южнокорейский триллер пробыл в статусе лидера просмотров в Соедененных Штатах 24 дня, после чего уступил свою позицию новому сезону сериала «Ты».

Игры по мотивам сериала устраивают школьники на детских площадках, хайпующие блоггеры, находчивые предприниматели в реалити-квестах. Не растерялись и мошенники – порядка 5 тысяч пользователей скачали из Google play вирусное приложение «Игра в кальмара», которое подписывало на платные сервисы и получало доступ к личной информации владельцев смартфонов.

Чем объясняется такая популярность сериала, какие южнокорейские реалии в нем отражены, как феномен «Игры в кальмара» объясняют психологи и опасен ли он для детей – разбираемся вместе с обозревателем «Радио 1»

Осторожно, в материале содержатся спойлеры.

О чем сериал

Главный герой сериала - неудачник Сон Ги Хун. Он разведен, живет с мамой и сидит у неё на шее, ворует ее деньги, чтобы проиграть их в ставках на скачках. Он постоянно в долгах, единственная дочь со своей новой семьей переезжает в США, а кредиторы уже начали интересоваться им всерьез. Однажды в метро ему дают визитку и обещают помочь заработать много денег. Позвонившего Сон Ги Хуна вместе с такими же отчаянными должниками отправляют на необитаемый остров, без возможности выйти на связь с окружающим миром, для участия в смертельной битве на выживание, где главный приз – 45,6 миллиардов вон.

Шоу смотрят богачи со всего мира – так называемые VIPы, которым все наскучило. Они лениво наблюдают, как взрослые люди играют в детские игры, предают и борются за свою жизнь. Правила игр просты: игроку нельзя прекращать игру, игрок, отказавшийся играть, выбывает, игры могут быть прекращены, если так реши большинство. За соблюдением этих правил следит таинственный Распорядитель и его армия «кружков», «треугольников» и «квадратов».

Секрет популярности

В «Игре в кальмара» есть несколько очевидных приемов, которые заставляют вернуться к просмотру и притягивают интерес юных зрителей.

В первую очередь, сериал сделан с классическим для дорам (телесериалы Восточной Азии – ред.) ярким визуальным рядом, которые во многом привлекают детей – здесь вам и большая детская кукла, несущая смерть, и яркие комбинезоны «надсмотрщиков» в конфетном цвете, и красочные лабиринты.

Во-вторых, герои сериала участвуют в понятных и известные детям играх - перетягивание каната, «тише едешь – дальше будешь», а также дают российским детям идеи для новых игр. Например, в одном из испытаний герои сериала должны были иголкой вырезать фигуру из дальгоны – популярной в Корее карамельной сладости. Если фигурка разваливается – участник выбывает.

Третий момент, уже ставший классикой сериалов Netflix – это драматический конец серии, который вынуждает зрителя скорее включить следующую.

В-четвертых, в сериале можно найти много подсказок, намеков и «пасхалок», которые заставляют зрителей пересматривать сериал. Большая популярность дорамы сформировала огромное фан-сообщество, которое буквально по кадрам разбирает каждый эпизод и составляет фантастические теории относительно второго сезона «Игры в кальмара».

Южнокорейские реалии

Автор сериала утверждает, что задумывал «Игру в кальмара» как аллегорию на капиталистическое общество. Эта мысль лежит на поверхности, глубоко копать не надо. Однако сериал интересен не только как аллегория на «какое-то там капиталистическое общество», дорама отражает настоящие проблемы современной Южнокорейской жизни.

Игра на деньги. Эту идею автор не взял с потолка ради метафоры. В Южной Корее люди действительно сильно азартны, около 6% людей продолжают играть, даже когда нет денег, в то время как в США таких людей насчитывается порядка 1-2%. Культурные особенности Азии и суеверность в национальном масштабе предрасполагают к такому положению дел. Например, в самой Южной Корее четыре считается несчастливым числом: корейский иероглиф 사 (sa) имеет два значения - «четыре» и «смерть». Именно из-за этого во многих лифтах четвертый этаж попросту пропущен, или заменен на «F».

Тема долгов среди населения в Южной Корее – очередная остросоциальная проблема сериала. По данным исследования института международных финансов США (IIF), долг домашних хозяйств Южной Кореи по состоянию на конец марта составил 97,9% от ВВП страны, что является самым высоким показателем среди исследуемых 39 стран. Количество долгов людей в Южной Корее почти в два раза превышает весь доход населения.

Культ высшего образования. Без него в Южной Корее невозможно устроиться даже уборщиком, именно поэтому все школьники в стране учатся крайне упорно. Занятия в школах идут с 7:30 утра до 10 вечера, а по классам ходит специальный человек, который будит уснувших школьников.

Главный день в жизни каждого южнокорейского человека – единый государственный экзамен «сунын». Это аналог русского ЕГЭ, только намного более жесткого – он составлен единым блоком сразу по всем предметам и сдается в один день. По данным ОСЭР, среди подростков Южной Корее суицид как причина смерти стоит на втором месте, после автомобильных катастроф.

Для сдачи аудирования по английскому языку страна буквально замирает: запрещается даже взлет и посадка самолетов. Подготовка материалов к экзамену ведется в строжайшей тайне, как и месторасположения помещений с материалами. Все причастные люди, включая уборщиц, изолируются от внешнего мира и могут выйти из здания в самом крайнем случае – если умер кто-то из родственников, к примеру. Полиция в этот день выпускает специальный отряд, который подбросит с мигалками до места сдачи экзамена опаздывающего школьника, а все офисные работники выходят на работу на час позже, чтобы не было пробок и ученик смог вовремя добраться на место.

Не просто так в сериале «Игра в кальмара» главный герой так часто говорит про Сеульский университет, который окончил его друг детства Чхо Сан Воо. Сеульский университет считается одним из лучших в Южной Корее. Но даже это не спасает Чхо Сан Воо от долгов, и он соглашается играть на выживание даже против своего друга.

Социальное давление. Конфуцианство, влияние которого в Южной Корее весьма велико, предполагает низшему по статусу подчиняться, а высшему – быть милосердным. Религия предписывает правила пяти великих взаимоотношений:

1. Доброе отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу.

2. Мягкое отношение старшего брата к младшим и уважительное отношение младших братьев к старшему.

3. Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.

4. Человечное отношение старших людей к младшим и почтительное отношение младших к старшим.

5. Великодушное отношение правителей к министрам и гражданам и верность министров и граждан своим правителям.

Конфуций верил, что если люди согласятся регулировать этими правилами отношения друг с другом, то не будет ни ссор, ни распрей, ни войн и в их жизни: семейной, общественной и государственной, воцарится гармония.

Однако в современной Южной Корее, если младшие и правда подчиняются, то старшие и властные не спешат быть милосердными. Если начальник предложил тебе выпить – ты не имеешь права отказаться, поэтому Южная Корея самая пьющая нация в Азии. По этому показателю она обогнала даже Россию. Злоупотребление властью у начальников – распространенное явление в Южной Корее, и получить извинения от вышестоящего или просто старшего в стране почти невозможно. Из-за наследия конфуцианства и устоявшихся традиций в стране, люди должны всегда беспрекословно подчиняться иерархии, которая может зависеть от миллиона факторов: уровень образования, доход, возраст.

Но у молодых людей Южной Кореи хотя бы есть шанс выбраться из бедственного положения. У стариков шансов почти нет. Они жили в те времена, когда образование не было так доступно и популярно, а сейчас государство платит им по 300 долларов пенсии, что ничтожно маленькая сумма для современной Кореи. Потому почти половина стариков в южной Корее живут в бедности.

Всё это выливается в огромное социальное давление на каждого гражданина южнокорейского общества. Дети лишаются детства, а из-за заваленных решающих экзаменов часто кончают жизнь самоубийством. Подросток должен оправдать все надежды и вложения (в том числе немалые денежные) своих родителей в себя: получить место в одном из лучших Корейских университетов, закончить его на отлично и получить место в лучшей компании, чтобы помочь родителям жить в старости. Из-за большой конкуренции и устоявшихся традиций в Южной Корее не принято просить помощи в чем бы то ни было.

Именно поэтому из 456 участников жестоких игр отказываются играть всего порядка двух десятков человек. Каждый из игроков в бедственном положении, и многим из них всё равно погибать. Главному герою кредиторы обещали вырезать органы и продать, его друг детства, разоренный и полный долгов, пытался покончить жизнь самоубийством. И даже Южнокорейский бандит - главный плохиш сериала, оказался на грани жизни и смерти, и потому возвращается в смертельные игры.

Мнения психологов

После выхода сериала и его большой популярности, особенно среди детей, «Лига безопасного интернета» не смогла остаться в стороне. Тут же нашлись многочисленные просьбы обеспокоенных родителей и инициативы запретить злой сериал, провоцирующих малолетних на насилие и жестокость. Не смотря на пометку «18+», споры вокруг дорамы и детей кипят, даже ВЦИОМ проводит исследования. Однако действительно ли так опасны художественные произведения для детской психики, провоцируют ли они шутинги и насилие? Об этом мы поговорили с клиническим психологом Люцией Сулеймановой и психологом Юрием Ефимовым.

«Все съемки сейчас стали очень натуралистичными. Стараются ударить так, чтобы вызвать какие-то эмоции... Стараются как можно жестче показывать какие-то вещи, которые вызывают уже не страх, например, а уже отвращение. На физиологическом уровне реакцию», - утверждает Сулейманова.

По ее словам, сейчас везде, и в зарубежных школах тоже, говорят о том, чтобы не показывать сериал детям. Однако не совсем понятно: если сериал с пометкой «18+», то это история очерчена исключительно для взрослых.

«Стоит ли тогда говорить, что он стимулирует жестокость – мы же говорим о том, что взрослый человек хорошо себя контролирует, а на психику детей он не рассчитан... С моей точки зрения, его не надо показывать детям. Он достаточно жесткий, впечатлительные дети будут плохо переживать эту ситуацию. Но это не значит, что они пойдут её повторять», - утверждает клинический психолог.

С Люцией Сулеймановой соглашается психолог Юрий Ефимов. Он утверждает, что дети бывают разные, и на разные возрастные группы сериалы и фильмы по-разному влияют.

«Если у человека не сформированы ценностные ориентиры: ни в семье он их не получил, ни в школе, ни в садике, то, естественно, он может получить их из телевизора, или из сериала», - утверждает психолог.

Однако оба психолога утверждают, что сериал действительно не детский, и вопрос его просмотра детьми уже должен контролироваться и решаться родителями.

«Я бы сказал что наше время достаточно психопатично. Слишком перестали люди ценить рутину и обычную жизнь человеческую. Возможно, с тем связана такая большая популярность сериала. У нас очень много пограничных расстройств, много психопатий и люди перестали ценить обычные человеческие отношения», - рассказал психолог Ефимов.

Но Сулейманова нас успокаивает: стрельба в школах не связана с компьютерными играми или сериалами. И всё, что происходит в компьютерных играх, остается для детей только в компьютерных играх.

Фото: скриншот

Что думаешь?

0 0 0 0 0 0