Всё новое, как правило, сначала вызывает у человека отторжение, особенно, если перемены касаются привычного уклада жизни и наступают в экстренных условиях, – к примеру, в период пандемии. Согласно методу американского психиатра Элизабет Росс, принятие чего-либо приходит, пройдя стадии отрицания, гнева, торга с самим собой, депрессии и принятия неизбежного. Только вот про временные рамки прохождения этих стадий ничего не известно. Наверное, у каждого они свои.
С момента резкого перехода всех обучающих организаций Московского региона на дистанционную работу прошло немало времени. На какой стадии сейчас находятся все, кто причастен к этому, и наступило ли принятие того, что этот учебный год придётся заканчивать в таком формате работы? «Радио 1» решило выяснить все проблемы, с которыми столкнулись учителя, ученики и их родители, и попытаться найти оптимальные решения этих в сложившейся ситуации.
Учитель младших классов Евгения Фураева рассказала, как сейчас проходят уроки в подмосковных школах.
«Прошло две недели дистанционного обучения. Надеюсь, это было самое трудное время. Это новый этап жизни как для детей и их родителей, так и для учителей. С 10 апреля мы приступили к онлайн-обучению, используя платформу ZOOM. На уроке, который длится 15-20 минут, я стараюсь затронуть самые сложные и проблемные моменты, консультирую ребят, отвечаю на их вопросы. Активно использую возможности учебных платформ «Фоксфорд», «ФИЗИКОН», «Российская электронная школа», «Учи.ру». Также дети выполняют задания по учебникам и рабочим тетрадям. Хочется отметить, что все без исключения учащиеся приступили к обучению. Конечно, во время дистанционного обучения отсутствует живой контакт с ребёнком, но мы со всем справимся и преодолеем все трудности», – поделилась своими впечатлениями учитель начальных классов.
Как рассказала «Радио 1» мать троих детей Кристина Никитина, в этом процессе есть плюсы и минусы.
«Дети вынуждены рано вставать, приводить себя в порядок, вовремя завтракать, чтобы успеть к началу занятий. Это привычный для них режим, и он дисциплинирует. В то же время, когда дома одновременно удалённо работают родители и учатся несколько детей, возникают сложности: каждому нужен компьютер, потому что телефон использовать неудобно, да и не у всех детей он есть. Ещё сложнее выделить каждому ребёнку отдельное помещение для занятий. В результате родители вынуждены уступать гаджеты и комнаты детям. Мне кажется несколько странным, что при удалённой системе проводят уроки труда, рисования и физкультуры. В существующих условиях можно было бы перевести эти уроки в режим самообразования. Но в целом мы справляемся, а дети благодаря онлайн-конференциям поддерживают связь со одноклассниками. Хотя, конечно, все скучают по живому общению», – отметила многодетная мать.
Если дистанционное обучение предметам с творческой направленностью кажется родителям странным, то как быть организациям дополнительного образования? Спортивные школы и школы искусств тоже перешли в онлайн-режим. О том, как там проходят занятия, «Радио 1» рассказала преподаватель скульптуры младших классов Детской школы искусств им. Н.Н. Калинина Елена Мастерова.
«Обучаться дистанционно сейчас необходимо, так как выбора нет. Сложность, с которой мне пришлось столкнуться, в том, что дети, сидя дома, не хотят самостоятельно выполнять задания, и я никак не могу на это повлиять. Повлиять на это могут только родители, но многие из них работают, а у детей в основной школе большая нагрузка, поэтому родители не всегда успевают проконтролировать выполнение заданий. Многое зависит от желания ребёнка, если захочет будет выполнять. Мы, в свою очень, предоставляем информацию, видеоуроки, корректируем работу через социальные сети. К примеру, есть задание, ребёнок должен поэтапно присылать его выполнение: сначала в карандаше, я исправляю, говорю об ошибках, если они есть. Далее он продолжает рисовать в цвете, и так мы доводим работу до конца», – пояснила педагог.
По статистике, со сложностью концентрации внимания в домашних условиях столкнулись ученики старших классов и студенты, а ведь им предстоит сдача экзаменов. О том, как в условиях самоизоляции проходит подготовка к сессии, нам рассказала студента 1 курса Анна Коряжкина.
«Когда нам сказали, что в нашем вузе введут карантин, мы все расслабились и надеялись на то, что будем отдыхать. Но не тут-то было. Нас в первую же неделю загрузили домашней работой, которую нужно было сдавать до определённого времени – в тот же день, когда нам её прислали. Нагрузка была невыносимой, было очень тяжело. Мы сами разбирали темы и семинары, сами делали домашние работы. Так как у нас балльно-рейтинговая система обучения, то есть мы получаем балы и за посещение, на дистанционном обучение эти баллы пришлось закрывать выполнением дополнительных заданий. Сначала было непривычно и тяжело, потому что программы, в которых мы работали, не выдерживали нагрузки и постоянно висли. Сейчас всё наладилось. Но некоторые могут подключиться к онлайн-занятиям и на этом фоне делать свои дела. Кто-то может спать на первых лекциях. Легче стало делать самостоятельные и контрольные работы, потому что можно подглядеть что-то в интернете или согласовать с друзьями, решить вместе. Но всё равно тяжело, потому что темы приходится разбирать самостоятельно. Если что-то непонятно, можно написать преподавателю на почту. Но из-за того, что очень большая нагрузка, он может не заметить письма. Сейчас я пишу рефераты, их защита будет проходить тоже дистанционно, поэтому нужно всё делать все основательно», – рассказала Анна Коряжкина.
Кроме школ, колледжей и высших учебных заведений, на дистанционный формат работы перешли детские сады. По словам воспитателя младшей группы одного из подмосковных садов Ольги Лукиной, в каждом работа ведется по-своему.
«В нашем детском саду с понедельника по пятницу работает дежурная группа. Её могут посещать до 12 детей. Воспитатели, согласно тематическому плану, составляют план работы на неделю по всем образовательным областям. Дети дома выполняют задания, родители присылают фото выполненной работы или короткое видео. Кроме этого, мы организуем онлайн-конкурсы, мастер-классы и видеозанятия для детей и родителей», – отметила Ольга Лукина.
Не все дети могут выполнять домашнюю работу с семьёй – есть те, кто временно проживает в специальных учреждения. О том, как они справляются с нововведениями, «Радио 1» рассказала заведующая социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Рошаль Елена Ерастова.
«У нас все дети зарегистрированы на школьном портале, там мы берём задания. У многих детей есть телефоны, на которых они выполняют домашнюю работу. Специалисты центра им в этом помогают. Первоклассникам учителя присылают задание на телефоны сотрудников, и мы разъясняем его детям. Определённых трудностей мы не испытываем. У нас дети живут по режиму, и их организуют на выполнение заданий», – рассказала Елена Ерастова.
По словам психолога Евгении Липчинской, самоизоляция – сложный период для тех, кто неожиданно оказался с детьми 24/7, а также, для учителей, которым приходится обучать школьников онлайн. Как уверяет психолог, главное для детей, родителей и учителей – режим работы и распорядок дня:
«Начнём с учителей. Сложность дистанционного обучения для них состоит не только в моральном плане, но и в техническом. Не у всех дома есть необходимая для работы техника, ресурсы для проведения онлайн-занятий, что, конечно, вызвало большой стресс для учителей, особенно для тех, у кого тоже дети-школьники. Спокойствие им придаст режим дня, максимально похожий на тот, что был до самоизоляции. Подъём, сбор на работу, завтрак, подготовка класса, только сейчас она техническая. После уроков – проверка домашних заданий, которая должна быть тоже ограничена во времени. Не нужно растягивать работу до ночи. Формат онлайн обучения будет эффективен тогда, когда уроки станут интерактивнее. Мои советы:
–больше коммуникации с учениками (вопросы, ответы);
– выстраивайте обучение в форме диалога, а не лекции;
– устраивайте соревнования, кто первым ответит на вопрос;
– включайте видеоролики, если есть, показывайте картинки и фото с правилами и примерами;
– добавьте юмор, в чатах ZOOM или Skype можно ставить смайлики.
– Спросите, какое настроение у детей, кто на связи, как поняли материал. Процесс станет интересным и самим учителям, а значит, и ученикам. Сейчас важна гибкость учителей и немаловажно их самообучение. На YouTube есть бесплатные ролики эффективного дистанционного обучения.
Для родителей и детей та же рекомендация – соблюдать дисциплину. Распорядок дня должен выстраиваться так же, как и при обычном ритме жизни: подъём, зарядка, завтрак, уроки в онлайн-школе, выполнение домашнего задания. Составьте такое расписание ребёнку, чтобы у него было время на учёбу и на развлечения, а также займите детей домашней ответственностью – мытьём посуды или ежедневной уборкой какой-то зоны квартиры. Обязательно выделите время, когда ребёнок сможет побыть один в своей комнате, если есть такая возможность, а если нет – пусть просто спокойно проводит час-два без коммуникации со взрослыми. Позволяйте общаться ему с одноклассниками по видеосвязи. Можете придумать челленджи и игры с детьми. При выполнении необходимых заданий, он будет получать бонусы: деньги (по возможности), заработать минуты на просмотр мультфильмов и прочее. Очень важно занимать детей творчеством. Так как сейчас довольно стрессовая ситуация и нельзя выйти из дома, то рисование, лепка, собирание пазов или lego будут являться антистрессом – кстати, для взрослых тоже. Родителям важно личное пространство для себя. Это не только уединение, это время для своего хобби.
Самоизоляция – это время семейных традиций, уважения, доверия. Пусть вашими правилами будут: не ругать, не повышать голос, не обижаться, не критиковать. Чем спокойнее и тише вы будете реагировать на любые ситуации, тем лучше для всех членов семьи. Начинайте день со спорта вместе с детьми, а вечером всей семьёй смотрите фильм или готовьте ужин. Однако важно, чтобы ребёнок видел, что вам небезразлично его обучение, помогайте учителям. Можете вместе поприсутствовать на нескольких уроках, демонстрируя ребёнку свой интерес. Бонус взрослых -– это осознанный контроль себя и ситуации. Помните, что дети являются отражением всех наших действий, они выражают поведение взрослых в своих эмоциях. Главная задача - идти навстречу друг другу, не выясняя отношения. Соблюдайте режим дня, следите за питанием и оставляйте время для личного пространства и творчества», – пояснила Евгения Липчинская.
Сегодня время командной работы учителей, детей и их родителей. Важно с пониманием и уважением относиться друг к другу, так как ситуация непривычна не только для вас, но и для окружающих. Сделайте всё возможное, чтобы принятие её наступило как можно раньше и протекало без стресса и переживаний.