Национальный план по противодействию коррупции на 2021—2024 годы касается, в основном, доработок уже существующих механизмов, в нём нет принципиально важного пункта об антикоррупционной экспертизе, об этом заявил в эфире «Радио 1» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
«Основная часть плана – это доработки уже существующих норм. Например, механизм конфликта интересов постоянно «подкручивается». Это очень важная антикоррупционная мера. ясно, что из конфликта интересов произрастают более сильные нарушения: истории с фактическими бенефициарами, близкими контактами. Это некая юридическая доработка», – сказал Кабанов.
Он отметил, что решения ждёт вопрос об усилении уголовной ответственности за коррупционные преступления и об экспертизе коррупционных действий.
«Есть вопрос по поводу усиления головного преследования, который ждут все – и граждане, и эксперты. Но пока этот вопрос отнесён только к ситуации, связанной с мошенниками и взятками. (…) Что меня расстроило? Вот уже три плана по борьбе с коррупцией представлено, а у нас до сих пор не решается вопрос о реальной антикоррупционной экспертизе. Противодействие коррупции, прежде всего, построено на изменении процедур, на изменении функций. Чтобы сделать всё прозрачным, понятным и удобным. Но, к сожалению, пока этот вопрос, о котором мы давно говорим, не решается. Пока просто поставлена задача Генеральной прокуратуре собирать данные и отправлять в соответствующее подразделение Администрации президент», – сказал Кабанов.
По мнению эксперта, пункт об усилении контроля за средствами, направленными на борьбу с пандемией, следовало бы расширить.
«Об усилении мер по контролю за антиковидными тратами президент говорил ещё в марте прошлого года. Эти меры вошли сейчас в национальный план. Но у нас есть и другие экстремальные траты. Я бы их объединил как некие чрезвычайные траты. Тем более, что у нас сейчас наводнения, пожары – это огромные деньги. И на злоупотребления в этой сфере необходимо обращать внимание, а у нас в плане почему-то только ковидные траты», – отметил собеседник «Радио 1».
Он также предположил, что вопрос о возврате выведенных за рубеж средств было бы эффективнее решать без опоры на международные нормы.
«История с возвратом денег из-за рубежа старая. Но надо понимать, что разработка этих механизмов в сегодняшней экономической и политической ситуации для России может быть только одна – создание предпосылок для деятельного раскаяния со стороны тех, кто задержан. Чтобы тот, кого прищучили, понимал, что если он не вернёт деньги, то отсидит 25 лет. А так, если человек понимает, что ему грозит 2-3 года, и при этом у него лежат миллиарды где0нибудь в Швейцарии, то он, пожалуй, и посидит. Поэтому этот вопрос надо решать не попыткой взаимодействия по международным линиям – с нами никто не собирается взаимодействовать, никто не собирается возвращать нам деньги, – а продумать другие механизмы», – подчеркнул эксперт.
Ранее сообщалось, что президент России Владимир Путин подписал указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Реализацию мероприятий, предусмотренных планом, обязаны обеспечить руководители федеральных органов власти.