О том, что общего у актёров и коучей, как нужно учить роли и какую ответственность налагает статус известной артистки, актриса театра и кино Дарья Повереннова рассказала в прямом эфире программы «Синемания. Высшая лига».
С: Дарья, вы – выпускница Щуки (Театральный институт имени Бориса Щукина – прим. автора). Что помимо профессионализма дала вам учёба там?
ДП: Наверное, азарт и умение включаться. Стопроцентно концентрироваться, быть здесь и сейчас. На мой взгляд, это одно из самых важных качеств актёра.
С: А в духовном плане?
ДП: Коллектив! Отношения между людьми, взаимная поддержка. Нас тогда учили, как работать с режиссёром, как выполнять поставленные им задачи. В нашем деле важно делать это чётко.
С: Вы когда-нибудь спорили с режиссёром в театре или на съёмочной площадке?
ДП: Случалось, причём споры были конструктивными. Не возникало категоричных фраз из серии «Я не буду этого делать». Конечно, я не подарок, но всегда старалась отстаивать свою точку зрения в приемлемых границах и что-то предлагать. Как правило, мне попадались хорошие, адекватные режиссёры. Если моё предложение приходилось в тему, они это подхватывали и реализовывали. Я обожаю режиссёров, которые чётко знают, что нужно делать. А как – это уже моя задача как артиста.
С: В Щуке учат театральному искусству. А как вы учились киношному? Ведь в кино и в театре разные техники.
ДП: Мне повезло! После школы я ведь не сразу поступила в театральный институт. Зато попала на Мосфильм. Устроилась помощником режиссёра к Александру Наумовичу Митте. Он тогда снимал картину «Затерянный в Сибири».
Там я проработала год. Наблюдала за кинопроцессом изнутри, смотрела, как играют известные артисты. Главную роль в фильме исполнял британский актёр Энтони Эндрюс. Вместе с ним снимались Елена Майорова, Владимир Ильин, Наталья Гундарева, совсем ещё юный Женя Миронов. На площадке было очень интересно. Проект оказался технически сложным, и я видела всю кухню.
Когда позже я оказалась на съёмках как актриса, мне всё это очень помогло. Я не боялась камеры. Не возникло страха группы, потому что, как правило, она всегда поддерживала и была заинтересована в хорошем результате.
С: Как вы готовитесь к роли и как работаете над текстом?
ДП: Если это классический материал, я учу всё с маниакальной точностью. Потому что считаю – если ты играешь Чехова и меняешь порядок слов, это уже не Чехов. Это уже где-то рядом. То же самое с Островским, то же самое с Достоевским. Поэтому я учу текст так подробно, словно это формулы.
Что касается съёмочной площадки, то тут процесс взаимный. Как правило, есть партнёр, и ты с ним договариваешься. Если нет чёткого требования, чтоб всё было слово в слово, то в принципе порядок реплик может поменяться без ущерба общему смыслу. Бывает, что сценарий написан так, как мы в жизни не говорим. Поэтому возникает потребность переводить материал из литературы в реальность.
Ещё как-то был случай в театре. Партнёр по спектаклю обозначил мне фразы, после которых шли мои реплики. Знаете, это было ужасно неудобно. Ведь в тот момент я должна была тоже играть и проживать свою роль, а не ждать, когда прозвучит сигнал. Хорошо, что такой опыт был единственным в моей работе. Потому что тут включается уже некая деструктивная история, отношения перестают быть партнёрскими. Партнёр – это когда я вижу и слышу коллегу, когда мы взаимодействуем. В противном случае получается, что один творит, а другой обслуживает.
С: Дарья, не так давно вы закончили курс коучинга в Московской школе управления «Сколково». Почему вы выбрали эту программу?
ДП: Удачно совпали свободное время и новые возможности. Я очень долго комплексовала и упиралась. Казалось, что кроме как быть актрисой у меня ничего не получится. Было сложно, и пришлось договориться с самой собой, что можно попробовать и это. Ведь сейчас настало такое время, когда не нужно фокусироваться только на чём-то одном.
С: Что полезного для актёрской профессии вы вынесли из курса?
ДП: Знаете, оказалось, что актёрская профессия и коучинг находятся где-то рядом. Мне от этого стало даже легче, потому как у меня достаточно богатый профессиональный опыт. Много разных персонажей было сыграно. Через кино и театр я видела много моделей поведения людей. Поэтому мне легче понимать и чувствовать, ведь коучинг он не только про понимание. Он про считывание информации помимо того, что говорит человек. Есть возможность понять, что он подразумевает.
В актёрстве как? Персонаж, как правило, говорит одно, думает другое и делает третье. Мой учитель Андрей Александрович Гончаров часто повторял, что слова – это причудливые узоры на канве поведения. То же самое и в жизни происходит. То, что мы говорим – не всегда то, что мы думает и вовсе не то, как мы поступаем.
И ещё один плюс, о котором я говорила чуть раньше – в профессии актёра очень важно быть здесь и сейчас. Во время коучинговой сессии архиважно быть в моменте, быть в человеке и внимательно его слушать.
С: Не переходите ли вы таким образом к новой профессии?
ДП: Это точно не уход в новое. Заниматься этим я буду, потому что мне нравится. Качество удовольствия, конечно, не то, которое я получаю от непосредственной работы. Всё-таки больше всего я кайфую, выходя на сцену или снимаясь в кино. Но всё время ждать, а что потом, а что дальше, мне тяжело. Я не готова.
С: Означает ли это, что в скором времени мы увидим вашу фамилию в титрах в статусе продюсера?
ДП: Периодически я думаю в эту сторону (смеётся – прим. автора).
С: Как вы считаете, сегодня быть начинающим киноактёром легче сравнении с тем временем, когда вы пришли строить свою карьеру?
ДП: Да, думаю легче, в связи с тем, что материала гораздо больше. Когда я начинала, можно было по пальцам пересчитать проекты. Сериалов практически не было. Так что да, сейчас легче. Но и количество артистов выросло в разы.
С: Любите ли вы репетировать?
ДП: И да, и нет. На репетиции в кино надо думать, стоит ли выкладываться на все сто. В театре по-другому, там нужно отдаваться процессу значительно больше. Ведь там полотно, там идёт непрерывная история. А кино – процесс кратковременный. Я, как правило, оставляю небольшой зазор на съёмку. Особенно, если предстоит какая-то сильная эмоциональная роль.
С: Вы – актриса переживания или представления?
ДП: Переживания! Я не могу сыграть, если не поверю в обстоятельства. Я не растворяюсь, я всё равно артистка, всё равно технарь. Но в нужный момент верю в предлагаемые обстоятельства и погружаюсь в них.
С: Доводилось ли вам играть персонажей, к которым не лежала душа?
ДП: Нет. Хотя, может быть, это было ошибкой (смеётся – прим. автора).
С: Как вы пережили режим самоизоляции?
ДП: Тяжело, хотя я оптимист и смотрю на мир позитивно. Во время карантина начала снова заниматься английским. Он у меня в принципе всегда был на хорошем уровне, поэтому хочется поддерживать это состояние. Мне это нравится, плюс здорово развивает мозги. Ещё я написала свой курс по ораторскому мастерству и даже успела потренировать нескольких учеников.
С: А репетировать роли онлайн пробовали?
ДП: Нет.
С: Как вы считаете, можно ли актёров обучать дистанционно?
ДП: Нельзя. Мне даже упражнения по ораторскому мастерству было сложно делать дистанционно. Экран не передаёт всего. Что-то я могу просто не увидеть. Не могу подойти, проверить, как ученик тренирует дыхание.
С: Какие требования налагает на вас статус известной актрисы?
ДП: Хороший вопрос! Наверное, необходимость вести себя прилично (смеётся – прим. автора). Это крайне важно. И потом, имея личную страницу в социальной сети, следует учитывать, какое впечатление она о тебе транслирует.
С: А что вам даёт ваш блог?
ДП: Как правило, я делюсь там своими мыслями, порой достаточно откровенными. Пишу о том, что мне помогает и что меня вдохновляет. Я внимательно отношусь к текстам, читаю отзывы и комментарии, кому-то отвечаю. Это определённый труд – ежедневно вести страницу.
С: Ну и ещё один вопрос. Дарья, как вы относитесь к вспыхнувшему феминизму?
ДП: Отношусь сложно. Я считаю, что в отношениях должен быть паритет. Но при этом я отрицательно отношусь к унижениям любого рода.