Правила перехвата. В ассоциации «Аэронет» предложили стандартизировать управление дронами

Использовать против беспилотников оружие – небезопасное и не всегда справедливое решение, есть гораздо более эффективные способы контролировать воздушное пространство, заявил «Радио 1» генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев.
В Росгвардии заявили, что применять специальную технику для перехвата дронов – слишком дорого. Заместитель директора Росгвардии Олег Борукаев предложил сбивать дроны-нарушители боевой техникой.
Использовать против беспилотников оружие – небезопасное и не всегда справедливое решение, есть гораздо более эффективные способы контролировать воздушное пространство, заявил «Радио 1» генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев.
«Понятно, что нужно каким-то образом пресекать противоправное применение беспилотников. Вопрос в том, как определить, что это нарушитель, и каким способом на него воздействовать. Первое – как определить. Конечно, владельца беспилотника надо информировать о том, что там, где он летит – запретная зона. Есть статичные запретные зоны, они обозначены на картах. Но не все объекты обозначаются. Есть специальные режимные мероприятия, которые нельзя обозначать, иначе их это демаскирует. Как быть в этом случае добропорядочному гражданину или коммерческому эксплуатанту, который выполняет задачу добросовестно, имея на то разрешение, и вдруг оказывается в зоне, где, например, специальная служба проводит оперативно-разыскное мероприятие? Собьют его там или нет? Это важный вопрос», – сказал Бабинцев.
Решить эту проблему может установка специального оборудования, убеждён глава Аэронета.
«Силовые структуры должны иметь оборудование, чтобы слышать канал управления этим беспилотником. Должен быть стандартизованный канал, оборудование, установленное на беспилотнике и на наземной станции, и тогда должно быть понятно: если мы слышим этот беспилотник, значит, он наш. По крайней мере, оборудован должным образом. Дальше мы должны передать информацию внешнему пилоту: «Коллега, ты случайно залетел на запретную территорию, срочно покинь её». Может, лампочка на пульте у него загорится, или он получит такой голосовой сигнал, это уже технические детали. Тогда добросовестный пользователь уйдёт из запретной зоны. А вот если он не уклоняется с курса, не уходит, тогда на него нужно воздействовать», – пояснил Бабинцев.
Способов воздействия на беспилотник немного – сбить или перехватить управление, и здесь надо ориентироваться не только на то, какой метод дешевле, но и на безопасность его использования для людей, убеждён Глеб Бабинцев.
«То, что предлагают сейчас – подавление сигнала, воздействие на пульты управления – это малоэффективно. Многие беспилотники сегодня в состоянии летать без внешнего сигнала, и пульта управления может не быть. То есть у силовых структур вариантов немного. Главное – распознать, что летит беспилотник-нелегал и расстрелять его. Иными способами на него не всегда можно воздействовать. И я надеюсь, что в силовых ведомствах будут отработаны регламенты применения разных способов пресечения нелегальных полётов беспилотников. И если дрон окажется над головами людей, то уже стрелять не будут. Иначе вред от пресечения полёта может быть больше, чем вред от использования», – подчеркнул Бабинцев.
По его мнению, эффективный и безопасный способ обезвреживать дроны-нарушители только один – стандартизировать оборудование и канал управления беспилотниками.
«Нам нужно в России определить стандарты канала управления беспилотником, определить и сертифицировать оборудование, которое обязательно должно быть у него на борту и на наземной станции. И тогда силовые структуры смогут просто слышать этот канал управления без всякого чипирования беспилотников. Более того, в далёкой перспективе, если пилот уснул или аппарат потерял управление, силовые структуры смогут воздействовать на этот канал управления и уводить беспилотник от массового мероприятия. Вот это кажется мне перспективным способом, который понятно, как реализовать, и есть соответствующие технологии», – отметил Глеб Бабинцев.
Он добавил, что силами компаний, которые входят в ассоциацию «Аэронет», это проект можно реализовать в течение года.