7 июля поклонники оперы по всему миру отметят значимую для себя дату – день рождения оперной дивы, солистки Большого театра Елены Образцовой. Её по праву считают из выдающихся певиц второй половины ХХ века. Она выступала на ведущих оперных сценах мира, играла в театре и в кино, а также преподавала. В связи с этим гостями нового выпуска «Синемании» на «Радио 1» стали первая ученица Елены Образцовой, народная артистка России Лариса Курдюмова и артистка Молодёжной оперной программы Большого театра, лауреат I премии Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой Эльмира Караханова.
С: Кто лично для вас Елена Образцова?
ЛК: Елена Образцова – вторая после Шаляпина русская певица, которая показала нашу школу всему певческому миру на западе. Её в своё время пригласили на все постановки в честь 200-летия оперного театра «Ла Скала». А я – первая ученица Елены Васильевны. Она часто мне снится, потому что является огромной частью моей жизни: сознательной, духовной, физиологической. Она для меня до сих пор словно живая.
ЭК: Мне вообще сложно в голове сопоставить и соединить два образа. В первую очередь, для меня Елена Васильевна – гигант, великая певица и человек с большой буквы. Второй образ – простая в самом добром смысле этого слова женщина. Как она могла одной фразой, одной улыбкой весь трепет перед ней превратить в такой же величины восторг и радость!
Могу по пальцам перечесть, сколько раз виделась с ней при жизни. Но, каждый раз вспоминая моменты встречи с ней и наши короткие беседы, меня захватывает буря положительных эмоций. А сколько всего я почерпнула на её мастер-классах. Так что точно могу сказать, я счастлива, что мне довелось хоть немного узнать Елену Васильевну и что она передала тот свет, который ведёт меня и не позволяет сдаваться.
С: Совсем скоро мы все отметим день рождения Елены Образцовой. Знаете ли вы, как его будет праздновать Фонд, названный в её честь?
ЛК: Прежде всего, я хотела бы сказать, что Фонд Образцовой ведёт колоссальную работу, которая не только связана непосредственно с её личностью. Он проводит конкурсы. Например, чтобы собрать международный конкурс теноров с Хосе Каррерасом во главе, понадобилось пять лет. Надо понимать, что он практически никогда никуда не выезжает. Однако директор Фонда Наталья Игнатенко смогла это сделать, она терпеливо и методично работала с ним, беседовала. В результате теперь он приезжает к нам каждый год.
С: Лариса, какой была Образцова как учитель и человек?
ЛК: Её женское и человеческое обаяние по сей день для меня непостижимы. Людей при этом она чувствовала невероятно. Умела распознать ложь. А если понимала, что человек талантлив, делала всё, чтобы ему помочь.
С: А в чём уникальность методики преподавания Елены Васильевны?
ЛК: Именно в её непосредственности.
С: Эльмира, вопрос к вам. Как вы считаете, в чём разница между современными оперными спектаклями и классическими оперными постановками?
ЭК: Как мне кажется, в современных спектаклях больше режиссёрской свободы и самовыражения. Я очень радуюсь, когда певец может добавить какие-то свои краски в исполнение. Или когда дирижёр исследует множество рукописных записей, приходя к выводу, что на его вкус возможно применить в работе. Мне это нравится, и я считаю важным при этом иметь определённый багаж знаний, быть знакомым с историей написания произведения и с историей самого композитора.
С: Сколько вам было лет, когда в вас обнаружили певческий талант?
ЭК: Года три, наверное. Я очень быстро схватывала всё, что звучало по радио. Запоминала и довольно точно перепевала, попадая при этом в ноты.
С: Почему ваши родители отдали вас учиться именно классическому вокалу?
ЭК: Изначально меня отдали на хоровое пение. Там я стала ходить на индивидуальные занятия по академическому вокалу. Мне понравилось, и так я во всё это втянулась.
ЛК: Я считаю, что занятия в хоре делают из юных созданий настоящих людей. Они дают ощущение единения с коллективом и чувство плеча рядом.
С: Лариса, любого ли человека можно научить петь?
ЛК: Да, если только у него нет нарушения координации слуха и действия аппарата.
С: А что важнее – чувство ритма или слух?
ЛК: Слух.
#GALERY#
С: Есть ли какие-то ограничения у оперных исполнителей в обычной жизни? Физические нагрузи или, может быть, питание?
ЭК: Речь скорее не об ограничениях, а том, чтобы держать своё тело в хорошем физическом состоянии. Связки реагируют на всё. Очень важно высыпаться.
С: Лариса, обязательно ли учиться или достаточно таланта?
ЛК: Таланта недостаточно. Он быстро проходит и заканчивается. Без труда талант не может дать результат. У вокалиста должна быть колоссальная работа над собой и своими умениями.
С: В чём, на ваш взгляд, была уникальность голоса и манеры исполнения Образцовой?
ЛК: У неё был колоссальный диапазон и совсем не было беглости. Она живописала голосом.
С: Как человеку, который далёк от оперы, понять её и полюбить?
ЛК: Человек обычно любит то, что знает. К сожалению, сегодня ситуация складывается так, будто у нас нет оперы. А, например, мюзиклы есть. Но ведь опера – основа, на которой строится вся музыкальная культура.
С: Может ли сегодня на оперной сцене возникнуть звезда, подобная Елене Образцовой?
ЛК: Она у нас уже есть. Это Анна Нетребко, чей уровень равен уровню Образцовой. Она также свободна в своих эмоциях и красках.
Фото: Екатерина Тимошенко