Как снимают сериалы на острые темы, на что не готовы современные артисты, насколько часто самоцензура мешает работе и сколько улиток пострадало на съёмках нового оригинального продукта онлайн-кинотеатра KION? Обо всём этом в новом выпуске «Синемании» рассказали режиссёр Стас Иванов и актриса Дарья Урсуляк. Они представили совместный проект – сериал «Бег улиток». Его премьера состоялась в сети 19 января.
С: Почему, как вы считаете, сериалы становятся всё более и более популярными? Вот вы за что их любите?
ДУ: За то, что можно долго пожить с одними и теми же людьми. У меня не так много свободного времени. Но, тем не менее, я скучаю. Потому что успеваю какого-то персонажа полюбить, и мне не терпится к нему вернуться.
С: Стас, на ваш взгляд, у кинотеатрального проката перспективы ещё остались?
СИ: Мне кажется, да. Всё-таки культура кинотеатрального похода у людей ещё осталась. Вот такой живой поход в кино за руку с мамой, папой, девушкой, женой и просто любимым человеком не заменить совершенно ничем. Я уверен, что есть для нас какие-то важные вещи, живые и настоящие, которые не помещаются в смартфон.
С: Стас, чем кинотеатральное кинопроизводство отличается от сериального?
СИ: Кинотеатральное сейчас устоялось как более авторское, как бы это странно не звучало. Я имею ввиду то, что объём авторского кинотеатрального больше, чем авторского сериального. Конечно, в сериалах есть авторские вещи, но процент их заметно ниже. При этом денег больше в сериалах.
С: Дарья, чем подготовка к съёмкам в кино отличается от подготовки к работе в сериале? Есть ли вообще в сериалах репетиции?
ДУ: Бывает по-разному!
СИ: Мне кажется, иногда и в кино не репетируют [смеётся – прим. ред.].
ДУ: Есть прекрасный период до съёмок. Например, когда шла работа над «Немцами» [сериал Стаса Иванова – прим. ред.], мы встречались всей командой, обсуждали материал, что-то придумывали. И уже когда пришли на съёмки, были готовы.
СИ: На мой взгляд, это всё зависит от автора и режиссёра. За что бы я ни брался, всегда стараюсь репетировать. Почему нет? А как по-другому? Вообще, кино делается до съёмок. На пятый день [съёмок – прим. ред.] мне скучно, я уже снял этот фильм. Поэтому, если у меня на площадке что-то не так, значит я совсем схалявил до мотора. Даша правильно сказала. До запуска «Немцев» мы разобрали с ней всю роль от А до Я. Правда, на «Беге улиток» у нас шанса такого не было.
С: Всегда ли актёры читают сценарий сериала целиком?
ДУ: Не всегда, увы!
С: Может, поэтому театр в этом смысле интереснее? Там артисты читают пьесы целиком.
ДУ: Согласна! Театр – это серьёзно.
С: Вот, кстати! Стас, у вас ведь должна быть театральная премьера. Можете что-то об этом сказать?
СИ: Могу сказать, что это будет авторская пьеса. Ставить её я планирую в одном известном репертуарном театре, который в меня поверил. Почему? Не знаю. Наверное, будут «Немцы».
С: Когда ждать? Хотя бы приблизительно?
СИ: В этом году, осенью.
С: Стас, сколько дублей вы делаете в среднем во время съёмок одной сцены?
СИ: Три – это уже катастрофа. Более того, современный артист не готов играть третий дубль. На этом этапе он уже просто оборачивается и задаёт вопрос «В смысле? Что я делаю не так?». То есть культура дублей ушла. Бывает, конечно, что мы делаем по семь-восемь. Но редкий артист на седьмом дубе радикально что-то другое может предложить, чем на втором.
С: Дарья, есть у актёра время прорабатывать персонаж в сериале? Особенно, если он задействован параллельно в других проектах?
ДУ: Время есть. Но производство так устроено, что нужно быть быстрым. Пластичным и подвижным.
С: Давайте обратимся к информационному поводу. Почему сериал «Бег улиток» получил именно такое название?
СИ: Это такой красивый образ. Подробно объяснять – значит вскрыть всю интригу.
С: Сколько времени уходит на создание одной серии?
СИ: В зависимости от бюджета, конечно. Но в среднем от пяти до десяти съёмочных дней.
С: Ваша коллега по проекту актриса Любовь Толкалина, анонсируя премьеру сериала на своей странице в инстаграме, написала, что сама столкнулась с сексуальным насилием в раннем возрасте. Вероятно, работая над «Бегом улиток», вы могли узнать об этом факте от неё. В связи с чем вопрос. Как реагировать, когда узнаёшь о подобном от близких людей и коллег?
СИ: На съёмках мы с Любой обсуждали всё, что угодно, но не это. Не знаю, почему вдруг это сейчас стало важным.
С: Дарья, у вас в сериале «Бег улиток» сразу две роли. Чем персонажи Марины-1 и Марины-2 отличаются от всего того, что вы раньше играли?
ДУ: Да, в принципе, всем. Эта работа вообще отличается от всего того, что мне раньше доводилось делать. Она ни на что не похожа. Причём, по всем параметрам – по уровню задач, по количеству времени, которое отведено мне.
СИ: Я бы тут от себя кое-что добавил. Мне кажется, что ни перед одной актрисой в прошедшем съёмочном сезоне не стояло подобной задачи. Я имею ввиду уровень. Во-первых, у нас ведь в принципе не так много главных женских ролей в кино и сериалах. Будем откровенны. Во-вторых, такого качества, уровня и сложности, думаю, ни у кого не было. С одной стороны, это тяжело, но, мне кажется, Даше было интересно.
#GALERY#
С: Дарья, как вы готовились к роли? Брали ли какие-то консультации?
СИ: Никак! У неё не было времени!
ДУ: Всё-таки мы это расскажем [смеётся – прим. ред.]!
СИ: Видимо! Дело в том, что в производство сериала вмешался коронавирус. На роль была утверждена другая артистка, с которой были проведены все репетиции и подготовки.
ДУ: Вот она была готова!
СИ: Да! Мы действительно были готовы. И тут, как гром среди ясного неба, случился положительный результат ПЦР-теста. Тогда и появилась Дарья.
У нас технологически сложно был выстроен процесс. Натура уходила, мы задерживали мотор, и перед нами стоял выбор – либо переносить всё на полгода, либо снимать всё здесь и сейчас с другой артисткой. И я сказал, что это будет человек, с которым я работал, и никак иначе.
С: А как вы снимали персонажей? Сначала одну Марину, потом другую?
ДУ: Мы снимали всё параллельно.
С: Сколько улиток пострадало при съёмках?
ДУ: Ни одна живая! По сюжету мне нужно было наступить на улитку, и для этого мы взяли искусственную. Так что ни одна настоящая улитка не пострадала [смеётся – прим. ред.].
С: В описании сериала сказано, что это психоделический триллер, что повествование в нём построено нелинейно и это, в свою очередь, является отсылкой к авторской манере Дэвида Линча. Как вы это прокомментируете?
СИ: Кто-говорит Линч, кто-то – Финчер. Люблю фильмы обоих режиссёров, но не связываю с ними киноязык, которым рассказана история в «Беге улиток».
С: Почему в современных сериалах так много насилия, секса и ненормативной лексики?
ДУ: Возможно, потому, что хочется попасть, угадать, быть современными. Чтобы было на злобу дня, чтобы было достоверно. Возможно, творческие группы не понимают, как ещё это приблизить, и им кажется, что таким способом это как раз и можно сделать.
СИ: На мой взгляд, индустрия сама себя в угол загнала. Я помню, как всё начиналось, и мы бегали к продюсерам с вопросом: «Как мы вам тут текст напишем? Не скажет тут человек слово «коза». Конечно, он выразится по-другому». Или как мы пытались донести, зачем показывать сцену, где герои занимаются любовью, как обосновывали это. Вот так времена шли, а потом всё поменялось.
С: По сюжету в «Беге улиток» у Любови Толкалиной, как она сама говорила, предполагалась эротическая сцена с женщиной. Как вы решились на такой ход? Не возникало опасений, что чьи-то скрепы пошатнутся?
ДУ: Скрепы – такая вещь. Не знаешь, как ненароком их не пошатнуть. То, что будет какой-то резонанс… Люди часто странно реагируют.
С: Люди на многое странно реагируют.
ДУ: Да, тут не знаешь, откуда прилетит.
С: Стас, а вы что скажете?
СИ: Сложно прям в двух словах выразить своё отношение. В принципе, Даша права. Что могу сказать я? На самом-то деле, это есть. Это [однополые отношения – прим. ред.] есть. Почему нельзя об этом рассказывать? Мне не кажется, что мы рассказали это в каком-то ключе, который может правда кого-то шокировать. Что мы открыли что-то новое.
С: Но разве для отечественных сериалов это не нечто новое?
СИ: Это не первый проект, который затрагивает подобный вопрос. Я не думаю, что мы его на каком-то качественно новом уровне раскрыли. По замыслу вопрос касается не двух сцен с какой-то там обнажёнкой. Всё движется серьёзнее. Просто не хочется сейчас давать спойлеры.
С: Стас, последние лет 10-15 идёт спор о том, что кино должно отражать правду жизни. Это действительно так. Но часть людей считает, что правду жизни нужно отображать исключительно средствами искусства, а часть – что нужно это делать средствами жизни. Что вы думаете по этому поводу?
СИ: На мой взгляд, искусство может отображать совершенно свободно любую часть. Вопрос в качестве и степени. Это же вечный спор, насколько свободны театр и кино. Я не скрываю, что есть какие-то самоцензурные моменты, каждый раз, когда я думаю о сложных темах. Например, вышел сериал «Хрустальный», который затрагивает тему детского насилия. У меня возникает вопрос – как это показать, как это сделать.
С: В ваших работах периодически так же поднимается тема насилия.
СИ: Да, это сложная, страшная и вообще серьёзнейшая тема. Есть неприятная опасность, задевая её даже по касательной, проявить легкомыслие. Всё равно, так или иначе, мы рассказываем, что это страшно, что этого не должно быть. В сериале «Бег улиток» у нас есть чёткая позиция, чёткое отношение, и мы это демонстрируем.
С: Дарья, а для вас «Бег улиток» про что?
ДУ: Это триллер, это детектив. Это история про неприятие к себе, про недоверие, про ощущение собственной неправоты и ошибки. Вины, которая тебя разрушает и не оставляет после себя ничего. Про побег от себя.
С: Сколько сезонов у сериала планируется?
СИ: Один. Это законченная история, и продолжать её я смысла не вижу.
С: Есть разница в бюджете сериала, снятого для телеканала и для платформы?
СИ: Конечно, есть. Но всё равно они пересекаются между собой. К тому же, сейчас всё чаще возникают коллаборации телеканалов и платформ. То есть то, что хорошо идёт в онлайн-кинотеатрах, потом уходит на федеральное телевидение. Сейчас вот, например, ожидается показа сериала «Хрустальный» на Первом канале.
С: Кстати, есть разница в версиях для платформ и для каналов?
СИ: Увидим! Я упомянул «Хрустальный». Это сложный для восприятия проект. Посмотрим, что там будет по-другому, а это наверняка будет.
Но, мне кажется, мы ещё страдаем от нечёткости директив. Очень много самоцензуры, я с этим постоянно сталкиваюсь. Мне говорят «нет», я спрашиваю «почему». Получаю ответ: «Потому что». Где написано? Нигде! И это касается всего.
Фото: Екатерина Тимошенко