Театр Российской армии готов к премьере спектакля «Не может быть!»

29 и 30 июня на большой сцене Центрального академического театра Российской армии пройдут показы самой масштабной премьеры сезона. Зрителям представят спектакль «Не может быть!», основанный на трёх новеллах писателя Михаила Зощенко. По этому поводу гостями нового выпуска программы «Синемания» стали заместитель директора по развитию театра Милена Авимская и актриса, сыгравшая сразу две роли в постановке, Анастасия Бусыгина.
С: Давайте начнём вот с какого вопроса. Что такое академический театр?
МА: Это театр с традицией. Вообще подобный статус присуждается театру на основе нескольких критериев. Среди них, например, наличие в репертуаре произведений по классической литературе, где есть так называемый высокий слог, где звучат патетические темы. Обязательно нужно соблюдать количественные показатели по труппе и соотношению постановок в репертуаре. Я имею ввиду классику и современные произведения, отечественный материал и зарубежный.
С: А чего должно быть больше?
МА: Традиционно примерно по четверти на каждый из указанных мною сегментов. Это такая градуировка, которая идёт ещё с советских времён. Её практически не используют сегодня, но тем не менее, она есть.
С: Анастасия, вопрос к вам. Что для вас, как для артистки, значит статус театра? В данном случае – академического.
АБ: Для меня это что-то такое возвышенное, масштабное. Нечто с большим опытом и корнями.
С: Как вы отреагировали на новость о том, что Ольга Бузова выйдет ещё и на театральную сцену? Не было ли вам обидно, ведь за четыре репетиции и два спектакля ей заплатили полмиллиона рублей?
АБ: Мне обидно, что такое в принципе возможно. К сожалению, мы живём в такое время. Знаете, мы сейчас репетируем пьесу по Зощенко и спорим с коллегами, к чему отнести этот материал. Гротеск, сатира, юмор, комедия? Вот и тут я тоже не понимаю, что происходит. Получается такая вампука нынешнего времени.
МА: Мне даже неприятно обсуждать это. Потому что в театре есть некие законы и формулы успеха. Один из самых примитивных, который заставит зрителей купить билет на спектакль, как раз та самая обезьянка, которую привели. Мне, честно говоря, стыдно.
С: Да, но ведь существует довольно много великолепных и поистине блистательных актёров, которые вообще не имели профессионального образования. Почему вы априори отказываете обезьянке в великом актёрском таланте? Вдруг она гений? Не допускаете?
МА: Но тут же речь идёт о чём. Мы воспитываем подрастающее поколение, и оно видит, что успех и деньги могут случиться не потому, что ты что-то сделал благодаря полученному образованию. Что достаточно выставить какие-то части своего тела в соцсетях или телевизоре, и прибегут миллионы подписчиков. Например, я со своей дочерью активно спорю на этот счёт. Она убеждена, что вот такие люди – популярные, классные и умные. А я прошу аргументировать её более чётко.
С: Как?
МА: Например, обозначить достоинства помимо инстаграма и количества подписчиков. В любом случае, мне очень не хочется, чтобы подобные люди становились образцом для подражания.
С: Анастасия, что, на ваш взгляд, даёт классическое театрально образование?
АБ: Думаю, что, во-первых, уверенность в себе. Во-вторых, ты полностью понимаешь, что владеешь собой, своим организмом. Ну и, наверное, есть определённа я зависимость от педагогов, которые набирают тот или иной курс. Что они потом вкладывают в своих студентов и к чему их готовят.
С: Театр Российской армии устроил открытую репетицию нового спектакля «Не может быть!» для СМИ. Как труппа и журналисты реагировали друг на друга?
МА: У нас есть огромная декорационная мастерская, которая расположена на вернем уровне театра. В советское время в этом помещении создавали мягкие декорации. Настоящие художники расписывали эти ткани как картины. Полотно клали на пол, и сверху по мосткам, высота которых три или даже более метров, поднимались художники. Они смотрели, что получилось. У них были длинные кисти разной ширины, которыми они сверху дописывали и соединяли какие-то элементы. И вот в это помещение мы встречали журналистов.
АБ: А какой оттуда открывается вид на город! Просто потрясающий! Мы сейчас там активно репетируем. Хотя раньше такой практики не было. Артисты могли прийти туда пофотографироваться, проверить свой голос. А сейчас мы вышли туда с репетициями, потому что можем ощутить масштаб. С этим багажом мы потом выйдем на к зрителям и сможем строить мизансцены. Потому что новый спектакль «Не может быть!» – очень динамичная постановка с невероятными танцами и трюками. Так что это прекрасный опыт.
С: Анастасия, кого вы играете в спектакле «Не может быть!»?
АБ: В одном случае мою героиню зовут Зинаида. Она приходит к своему любовнику Анатолию. Это рассказ Михаила Зощенко «Забавное приключение». Во второй новелле я играю подружку невесты на свадьбе. И это очень здорово, что в одной постановке у меня и моих коллег есть возможность попробовать разные роли и быть совершенно неузнаваемыми в отрывках.
МА: Думаю, нужно немного уточнить. Дело в том, что спектакль «Не может быть!» поставлен по трём новеллам Михаила Зощенко, собственно, так же, как и одноимённая картина Леонида Гайдая. Но в отличие от фильма мы дали своим артистам возможность сыграть по две роли. Причём, они принципиально разные. Для актёров это хорошо. Персонажей много, роли небольшие, но при этом яркие и запоминающиеся. Всего, кстати, у нас задействовано 44 человека.
С: Сцена Театра Российской армии – самая большая в Европе. При этом рассказы Зощенко довольно камерные. Как удалось совместить одно с другим?
МА: Дам небольшое пояснение по масштабу сцены. У нас на ней есть два поворотных круга – большой и малый. Они вращаются один навстречу другому. Диаметр большого 26 метров, малого – 13. Если помните, 13 метров – диаметр арены цирка.
Если говорить о масштабе сцены и камерности рассказов Зощенко, то тут режиссёр постановки Глеб Черепанов придумал, что по сцене будет двигаться съёмочная группа – молодые люди, которые снимают кино по Зощенко. Вот такое ретро. И параллельно на двух огромных экранах, расположенных по краям, будут показывать мелкие детали. Это нужно и важно было сделать потому, что Михаил Зощенко – автор, у которого чрезвычайно важны все детали.
С: То есть, вы дадите зрителям то, что есть в кино и чего нет в театре – крупный план?
МА: Совершенно верно!
Фото: Екатерина Тимошенко