В четверг, 27 августа, в Москве стартовал 13-й Фестиваль польского кино «Висла». Показы пройдут в два этапа. Первый продлится до 3 сентября, второй состоится в конце ноября, с 25 по 29. Гостей и зрителей события ждут в кинозале Третьяковской галереи и в столичном кинотеатре «Пять звёзд на Павелецкой». Организаторы подготовили разнообразную насыщенную программу. В неё войдут: конкурс художественных фильмов, состоящий из 10 картин, Панорама польского кино с актуальными новинками, циклы «Документальная Польша» и «Театр на экране»; специальная секция «В тени ЗЛОГО», а также ретроспективы и спецпоказы. Помимо этого, пройдёт ряд меропритяий, посвящённых польской культуре.
Накануне открытия «Вислы» член жюри фестиваля, журналист, кинокритик, главный редактор и генеральный директор портала «Кино-Театр.ру» Жан Просянов дал интервью программе «Синемания. Область культуры». Он рассказал Давиду Шнейдерову и Виктории Малюковой о том, что лично для него значит польский кинематограф, в чём заключается его уникальность, а также объяснил, почему важно смотреть фестивальное кино.
С: Жан, что лично для вас значит польский кинематограф?
ЖП: Это, безусловно, довольно объёмная тема. Тут нельзя не сказать о польской школе кинематографа. Это и замечательная Лодзь, откуда берёт своё начало всё польское кино. Это и такая детская мальчишеская история. Когда-то на меня сильнейшее впечатление произвела трилогия Ежи Гофмана – фильмы «Пан Володыевский», «Потоп», «Огнём и мечом». Всё это выглядело эпично и масштабно, очень впечатляли крылатые гусары.
Для меня польский кинематограф – это что-то на стыке. Нечто, что сочетает в себе западноевропейские мотивы и в то же самое время является чем-то родным и глубоким. Я понимаю его режиссуру и социальный подтекст.
Мне кажется, что российскому зрителю польский кинематограф близок. Потому что те проблемы, которые он обсуждает, нам ужасно близки. С одной стороны, люди там пытаются сохранить национальную идентичность, с другой – задаются вопросом, как им выжить в глобальном мире, где мультикультурализм захватил примерно всё. Они пробуют понять, как им жить с какими-то старыми закостенелыми проблемами, как прорываться сквозь них вперёд. Я думаю, что польское кино даёт нам тот контекст, который мы сами себе в рамках отечественного кинематографа дать не можем. Поэтому нам необходимо быть постоянно в диалоге.
С: Вы сейчас упомянули трилогию Гофмана. В своё время была весьма популярна другая польская трилогия – «Три цвета» Кшиштофа Кесьлёвского. Как вы считаете, какой вклад эти работы внесли в кинематограф ХХ века вообще?
ЖП: Очень люблю все три фильма этой серии! Могу сказать, что своей работой Кесьлёвский закрыл европейское кино ХХ века. С выходом его картин на фестивальной карте начали появляться новые кинематографические места, прежде всего, в Азии. Мне кажется, он это как-то предугадал. Поэтому без Кесьлёвского невозможно себе представить западноевропейский кинематограф вообще и польский в частности.
Сейчас на фестивале «Висла» есть огромное количество участников, которые являются его непосредственными учениками. Это люди, которые в буквальном смысле получили от него эстафетную палочку режиссёрского творчества.
С: В чём, на ваш взгляд, заключается необычность и своеобразие польского кинематографа?
ЖП: Там всё строится вокруг героев. Страдание, неприкаянность, невозможность найти себе место во многом является частью национальной ДНК.
Польское кино сегодня находится на стыке. С одной стороны, Польша – страна, которая входит в Европейский союз и принимает все его правила. Но при этом, она продолжает быть зажатой и ищет свою идентичность. Вот в этом и заключается уникальность. То, как через католицизм и традиции прорывается национальная душа, которая требует воспринимать себя как равную.
С: Что бы вы могли порекомендовать нашей аудитории, если она только начинает знакомство с польским кинематографом? Возможно, что-то лёгкое?
ЖП: Знаете, когда в адрес фильмов говорят слово «лёгкий», всегда становится немного обидно. Всё-таки кино – это не то, что происходит на экране. Это то, что в момент просмотра происходит у вас в голове. И если картина вызывает у вас какие-то мысли, то вот она скорее всего и есть лёгкая.
С: А, например, фильм «Ва-банк» вы как можете описать? Он какой?
ЖП: Польские комедии – это всегда отдельный вид удовольствия (смеётся – прим. автора).
С: Давайте вернёмся к фестивалю «Висла». Как туда можно попасть?
ЖП: Абсолютно свободно. Любой желающий может купить билет. Показы проходят практически по всей стране. Искренне желаю всем не упускать возможность. Сегодня кино существует в мире блокбастеров, спецэффектов и больших денег. К сожалению, в российский прокат польское кино практически не доходит.
За последнее время я вспомню и назову буквально две-три картины, которые до нас добрались. Это два фильма оскароносного Павла Павликовсого «Ида» и «Холодная война», а также работа прекрасного режиссёра Малгожаты Шумовски «Лицо», с которой она в 2018 году получила Гран-при на Берлинском кинофестивале.
Но по факту получается, что за какой-то большой промежуток в прокате польское кино не доходит до нас. Так что фестиваль – это уникальная возможность за короткое время погрузиться в новую культуру, получить всю палитру жанров и как-то причаститься к этому.
Что для меня особенно важно – «Вислу» поддерживают на государственном уровне. Это и наше министерство культуры, и польское. Лично для меня было большим откровением, что у этого фестиваля есть фестиваль-побратим. Он называется «Спутник над Польшей». Его проводят в Варшаве, обычно в конце октября – начале ноября. Дальше он разъезжается по другим городам страны. И вот там показывают наше российское кино.
Мне посчастливилось быть на прошлом фестивале. Там как раз показывали картину моего коллеги по команде жюри Юсупа Разыкова. Также показывали чудесный фильм Константина Худякова «Конец сезона» и, как мне кажется, главной жемчужиной там была лента «Давай разведёмся» с Анной Михалковой в главной роли. Поляки смотрели эти фильмы с искренней радостью, и мне бы очень хотелось, чтобы российский зритель отвечал им взаимностью.
С: Жан, вопрос к вам как к члену жюри. Как иностранцы могут судить польский кинематограф?
ЖП: Понимаете, это же всегда вопрос некоего сравнения. Мне довольно просто удаётся определить, плохое кино или хорошее. Если у меня в этот момент происходит какая-то собственная работа, когда фильм вступает со мной в диалог, меня не ведут за ручку, мной не манипулируют, чтобы получить эмоцию, я всегда как благодарный зритель отдаюсь фильму полностью. Если в рамках этого фестиваля я встречу такой фильм, то только по этому поводу я и буду спорить с коллегами.
Побробнее узнать о 13-й Фестивале польского кино «Висла» можно тут: www.festiwalwisla.pl.