ГИБДД разместила проект постановления правительства о «показателях результатов деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих программы профессионального обучения». Документ обяжет подразделения Госавтоинспекции публиковать в открытом доступе ежеквартальный отчёт о доле выпускников автошкол, сдавших экзамены с первой попытки или не сдавших вообще (отдельно по теории и практике), а также число погибших и пострадавших в ДТП по вине выпускников, уже получивших права. Речь идет о начинающих водителях со стажем менее двух лет.
Председатель правления Национального союза автошкол Елена Зайцева оценивает данную инициативу как попытку ГИБДД переложить ответственность за уровень аварийности в том числе и новичков, и за уровень профессионализма при приёме экзаменов на допуск к управлению, на образовательные организации — автошколы. Об этом она сказала в эфире «Радио 1».
«Если касаться показателей сдачи теории и практики в ГИБДД, то это ещё можно как-то связать с уровнем подготовки в автошколах, но только при условии, когда эти экзамены будут прозрачными, без различных коррупционных схем. Оценки будут основаны на качественных методиках, которые должны совпадать с программами обучения. А сейчас обучение определяется одним ведомством программы пишутся министерством просвещения, а методика экзаменов разрабатывается МВД и она меняется и не совпадает с программами обучения. И требовать оценку качества подготовки водителей, которых учили одному, а проверяют другое — это не совсем правильно», — сказала собеседница «Радио 1».
Она добавила, что аварийность на дорогах не связана со стажем водителя:
«Уже много раз приводились примеры зарубежных исследований. Это были серьёзные исследования, много лет проводящиеся в Европе, в Австралии, в Америке о связи обучения водителей с ДТП, которые совершают начинающие водители. И было установлено, что связи такой не существует. Поскольку в основном причины аварийности у всех водителей, в том числе и у новичков, связаны с личностными особенностями самих водителей. В том, что они знают правила, но не соблюдают их и идут на осознанный риск. А у молодых, начинающих водителей, эта склонность ещё выше. 99% аварий связано с тем, что водитель недооценил опасность, потому что считал что с ней справится или сознательно отвлекался на отвлекающий факторы», —пояснила Елена Зайцева.
Председатель правления Национального союза автошкол отметила, что у начинающих водителей со стажем до 2 лет довольно много несущественных аварий. Но более тяжёлые аварии с последствиями для здоровья чаще совершают водители со стажем 2-3 года.
По данным ГИБДД, за 11 месяцев 2020 года, в ДТП по вине водителей со стажем менее двух лет, погибло 693 человека.