Как не пугаться и не пугать особенных детей: рекомендации психолога

Причины, по которым некоторые люди негативно реагируют на присутствие рядом с ними детей с особенностями развития, это страх и нетерпимость по отношению к тому, что им чуждо и неизвестно. Такое мнение высказала детский психолог, нарративный практик Екатерина Бурмистрова, комментируя ситуацию, произошедшую не так давно в Санкт-Петербурге. Тогда женщина, гуляя с внуком, пыталась со скандалом прогнать с игровой площадки группу особенных детей.
По её мнению, и ребёнок с особенностями, и ребёнок-инвалид, и даже взрослый-инвалид запускают данный страх у другого человека практически на автомате. Далее он ощущает опасность и, как следствие, начинает защищаться. По словам психолога, контролировать подобный процесс трудно. Остановить его возможно «только на уровне культурных установок, личного отношения». Важно отслеживать свои реакции, понимая, что особенные дети не представляют опасности ни для других детей, ни, тем более, для взрослых. Они просто устроены иначе.
Она напомнила, что объяснять обычным детям то, что рядом с ними на детской площадке или где угодно могут оказаться особенные мальчики и девочки, следует в нейтральное время. Важно при этом рассказывать, что люди бывают разные: с разным цветом кожи, с разным состояние здоровья. Кому-то могло просто не повезти, и они родились с какой-то проблемой: кто-то не может говорить, кто-то не может ходить, кому-то не хватает слов, поэтому он кричит и размахивает руками.
В заключении она отметила: для того, чтобы объяснить, мы сами должны не бояться. Взрослый должен не бояться сам, он не должен думать, что будет причинён вред. Поэтому, увидев ребёнка с особенностями, в первую очередь стоит оценить, какой он. С ним рядом может находиться сопровождающий, у которого можно что-то спросить. Если же такой ребёнок гуляет сам, значит, он безопасен.
Фото: istockphoto.com