«Депрессия в смартфоне»: психолог объяснила, почему дети стали чаще звонить на телефон доверия
Количество обращений детей на телефон доверия в Московской области из-за тревоги и депрессии выросло на 20%. В чем корень проблемы и как защитить психическое здоровье подрастающего поколения, в эфире «Радио 1» рассказала вице-президент Фонда социально-психической помощи семье и ребенку Татьяна Шишова.
Чаще всего дети и подростки звонят специалистам из-за личностных проблем, одиночества и низкой самооценки — почти 14 тысяч обращений. Еще 12 тысяч связаны с буллингом и конфликтами в школе, а более 7 тысяч — с семейными трудностями. По словам эксперта, причины этого тревожного роста многогранны. Это и колоссальные учебные нагрузки, порождающие школьные неврозы, и завышенные требования в культуре успеха, и травля в школах. Отдельную опасность представляет раннее и бесконтрольное погружение в цифровую среду.
«Само по себе долгое пребывание перед экраном ослабляет психику. Но, с другой стороны, та информация, которой многие дети там напитываются… очень много ведь такого депрессивного, деструктивного контента», — отметила Татьяна Шишова.Она также указала на опасную моду среди подростков романтизировать психические расстройства и на общий дефицит живого общения, который лишает детей эмоциональной поддержки. В качестве профилактики эксперт рекомендует как можно позже знакомить ребенка со смартфоном и выстраивать содержательный диалог в семье.
«Самое главное — уметь отслеживать изменение в поведении ребенка. Если он стал повышенно раздражительным или плаксивым, надо предположить, что это не на пустом месте», — советует Шишова.Ключ к решению проблем, таких как буллинг, — в совместной работе родителей и школы, которая должна отвечать за психологический климат. Итоговая рекомендация — не терять контакт с подростком.
«Родители продолжают быть очень большими фигурами в его жизни. Важно просто перевести общение на более взрослый, сознательный и интересный уровень», — заключила вице-президент фонда.
