
Режиссер Жора Крыжовников (фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова)
Жора Крыжовников, он же Андрей Першин, широко известен как режиссёр и сценарист фильмов «Горько!», «Самый лучший день» и сериалов «Звоните ДиКаприо!», «Слово пацана. Кровь на асфальте». 14 февраля он отмечает 46-й день рождения. «Радио 1» расскажет о его конфликте с Сергеем Буруновым, создании «Слова пацана» и подробностях личной жизни.
Биография Жоры Крыжовникова
Детство и юность
Андрей Николаевич Першин, известный под псевдонимом Жора Крыжовников, — российский режиссёр и сценарист. Он родился 14 февраля 1979 года и вырос в закрытом городе Арзамас-16 (ныне Саров), где находился один из главных центров ядерных исследований в стране.
Его семья принадлежала к рабочей интеллигенции: дедушка трудился на заводе, а отец, окончивший МГТУ имени Баумана, работал в саровском институте. Родители развелись, когда Андрею было девять лет. Он решил остаться с отцом, а с матерью перестал общаться и не поддерживает связь до сих пор. По признанию самого Жоры, он никогда не жалел, что принял решение в пользу папы.
С детства увлекался литературой и много читал, а в школе проявил интерес к театру, занимаясь в кружке.
«К пятому классу прочел всю классику. Когда мы в школе доходили до Гоголя или "Евгения Онегина", уже знал огромные куски наизусть. А к последним классам читал Бёлля, Гессе, Сола Беллоу», — рассказывал режиссер для Lenta.ru.

После школы переехал в Москву, поступил в Школу-студию МХАТ на актёрский факультет, но со второго курса его отчислили — он не сдал экзамен, на котором был Олег Табаков.
Почти год работал экспедитором, а затем поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет, где учился в мастерской Марка Захарова. Позже дополнительно получил продюсерское образование во ВГИКе.
«Есть правило, которому я научился в мастерской Марка Захарова. Невозможно подстроиться под некоего придуманного зрителя; единственный шанс — попробовать сделать для себя», — поделился Крыжовников.
Как Першин стал Жорой Крыжовниковым
Сначала Андрей Першин работал под собственной фамилией — ставил спектакли, занимался телевидением, снимал короткометражные фильмы. Однако в 2010 году он решил взять псевдоним, и получилось это совершенно случайно.
На тот момент у него не было возможности снимать полнометражное кино, но появился шанс — объявили конкурс сценариев, победителю которого обещали финансирование для короткометражного фильма. Так как конкурс проводили его знакомые, Першин не хотел, чтобы к нему относились предвзято, поэтому решил участвовать под новым именем — так появился Жора Крыжовников.
«Мне нравится быть кем-то еще. У Жоры своя история, своя фильмография. Мне хотелось бы, чтобы так было, чтобы он был отдельным существом», — отметил он.
Впервые этот псевдоним появился в титрах фильма «Счастливая покупка», который длился всего восемь минут. В качестве сценариста и режиссёра там был указан Жора Крыжовников, а продюсером значился уже Андрей Першин.

По словам режиссёра, он воспринимал это как некую игру: Андрей — это человек телевидения, ремесленник, а Жора — принципиальный творец, который полностью отвечает за свои проекты.
Выбирая псевдоним, он ориентировался на звучание: сочетание имени и фамилии показалось ему удачным, с легким артхаусным оттенком и юмористической ноткой. Першину настолько понравилась эта идея, что он решил оставить вымышленное имя и дальше работать под ним.
Карьера в театре и на телевидении
Творческая карьера Андрея Першина началась в театре. В 2006 году он поставил спектакль «Мера за меру» в театре «АпАРТ». Год спустя представил зрителям «Холостого Мольера» на сцене Школы современной пьесы, а в 2009-м вновь вернулся в «АпАРТ» с постановкой «Старый друг лучше новых двух» по пьесе Островского.

Выкидыш, скандал с Фадеевым и долги: Юлии Савичевой 38 лет — как на самом деле живет певица из «Фабрики звезд»
В середине 2000-х Першин начал работать на телевидении. Первым проектом, где он занял место режиссера-постановщика, стало музыкально-игровое шоу «Ты — суперстар». Впоследствии он участвовал в создании других популярных программ, таких как «Большая разница» и «Танцы со звездами».
Первые работы Крыжовникова в кино
В кино Андрей Першин пришел через короткометражные фильмы, именно там он впервые использовал псевдоним Жора Крыжовников.

С 2010 по 2012 год под этим именем вышло несколько его работ, но настоящим прорывом стала семиминутная короткометражка «Проклятие».
«Первая работа, которой я доволен на 100 процентов, и могу за нее отвечать, – это "Проклятие"», — признавался Першин.
Видео быстро разлетелось по соцсетям и привлекло внимание Тимура Бекмамбетова, главы студии Bazelevs. В тот момент продюсер искал режиссера для фильма «Горько!», и выбор пал на Крыжовникова. Картина, выпущенная в 2013 году, стала самым прибыльным проектом года в российском кинопрокате и первой полнометражной работой режиссера.
После успеха «Горько!» Крыжовников принялся за новый проект Bazelevs — музыкальную комедию «Самый лучший день», где выступил не только режиссером, но и сценаристом. Фильм вышел 24 декабря 2015 года и оказался кассовым хитом, собрав 640 млн рублей всего за три недели.
В 2017 году Крыжовников снял «Ёлки Новые», а также работал над продолжением своей успешной комедии — «Горько! 2».
«Мы в "Горько! 2" поменяли основной движок: комедию характеров на комедию положений, узнаваемость и связанные с ним скетчи на сюжет и фантасмогорию. Наконец, свадьбу на похороны. Нам было интересно зайти на территорию, где мало кто бывал — российскую черную комедию. Более приключенческую, недокументальную, гротескную, чем первая часть. До нас на русском языке это сделал только Сухово-Кобылин со своей «Смертью Тарелкина"», — прокомментировал режиссер.
Крыжовников стремился избавиться от образа режиссера, работающего только в жанре комедии. В 2018 году на телеканале ТНТ вышел его драматический сериал «Звоните ДиКаприо!» с Александром Петровым в главной роли.

Проект получил множество наград и признание критиков. Сам режиссер называл его своей самой честной и значимой работой.
«Мне ещё в театральном институте больше всего нравилось сочетание смешного и страшного, драматического и комедийного. Я там делал "Меру за меру" Шекспира, Достоевского и как актёр играл Чёрта в сцене из "Братьев Карамазовых". Это истории, в которых вроде бы смешно, но ты всё время находишься на шаг от чего-то по-настоящему страшного, больного», — подчеркнул Жора.
«Слово пацана»: в чем секрет успеха
Жора Крыжовников в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» не только выступил режиссёром, но также работал над сценарием, подбором актёров и музыкальным оформлением.
«Надо идти туда, где страшно. Со "Словом пацана" было страшно, потому что я всегда работал с современным материалом и никогда не занимался криминальными историями», — признавался Андрей в беседе с SETTERS Media.

События разворачиваются в Казани конца 1980-х годов, где подростки, оказавшись под влиянием криминальной среды, становятся частью уличных банд. Их судьбы пересекаются, и каждый из героев приходит к своему финалу.
Как рассказал Крыжовников, сценарий сериала дописывался прямо в процессе съёмок, а отдельные сцены, включая концовку, менялись на ходу. По его словам, необходимость скорректировать финал стала очевидной после работы над первыми эпизодами. В итоге история получила завершённый и логичный финал.
«Знаешь, ничего сложнее со мной в жизни не происходило, чем "Слово пацана". Я дошел до крайней степени истощения и депрессии, пока это снимал. В какой-то момент подумал: если повеситься, то не придётся этот бред доснимать! Вот такое у меня было», — рассказал он.
Режиссёр добавил, что съёмки были сложными из-за того, что большинство актёров — дебютанты, и заранее предсказать реакцию зрителей было невозможно. В отличие от опытных артистов, у новичков не было запаса прочности, но, несмотря на страхи, они справились, оказавшись, по словам Крыжовникова, «брошенными в воду» и вынужденными плыть.

Основой для сериала послужила книга журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», выпущенная в 2020 году. После выхода экранизации она попала в топ-10 самых популярных нон-фикшен изданий.
Картина вызвала активные споры в обществе. Многие зрители критиковали проект за возможное романтизирование подростковой преступности. Некоторые даже требовали запретить сериал.
«Будет ли это уроком — это уже вопрос для реципиента, зрителя. Моя задача — максимально точно и честно рассказать, каково было быть внутри этого ада», — сказал режиссер.
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал успешным благодаря нескольким факторам. Он воссоздает атмосферу конца 1980-х годов, что вызывает у зрителей чувство ностальгии. Сценарист Андрей Золотарев подчеркивает, что популярность сериала связана с продуманным сценарием и вниманием к деталям.
«Сериал попал не только в аудиторию, для которой мы это делали, а вообще во все. Это шоу дети смотрят на мобильниках. Дети перенимают оттуда сленг, какую-то очень узкую часть поведенческой модели, ту, что им кажется прикольной. Скажем честно, это заслуга блестящего сценария. И крутой режиссуры, классного каста, попадания тематического и эпохального. 1990-е оказались созвучны с современностью, выглядят модно и в музыке, и в одежде», — подчеркнул он.
Личная жизнь Першина-Крыжовникова
Андрей Першин состоит во втором браке. Его первой женой была актриса Юлия Александрова, с которой он познакомился в театре «АпАРТ». Их союз длился почти десять лет, за это время у них родилась дочь Вера.
В 2021 году режиссер и Александрова развелись, но смогли сохранить хорошие отношения.

«Это нужно сказать. Потому что нужно. Мы давно расстались с мужем, почти год как разведены. У нас получилось сохранить хорошие отношения ради нашей любимой дочери и просто потому, что мы не самые плохие люди и много сделали друг для друга. Споров не имеем», — отметила девушка.
Второй супругой Першина стала продюсер Ольга Долматовская. Они познакомились во время работы над фильмом «Лед 2».

Конфликт Жоры Крыжовникова и Сергея Бурунова
Режиссер поручил Бурунову роль отца главных героев, Вовы и Марата, и не ошибся, хотя когда-то их отношения с актером были сильно испорчены.
«Он меня публично критиковал на съемках "Большой разницы". Я обиделся, и мы несколько лет не разговаривали. Начинающий режиссер не может не столкнуться с сопротивлением уже состоявшихся артистов. Но в итоге я понял, что это был естественный момент, который надо принять. И перестал обижаться. Я отпустил обиду, как голубя», — рассказал Жора на YouTube-канале «Юзефович».

Жора Крыжовников сейчас: планы режиссера на 2025 год
Жора Крыжовников решил переосмыслить культовый фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», перенеся действие в начало 2000-х, чтобы показать, как изменилась столица.
Главная героиня приезжает в Москву с пятилетним сыном. Там она знакомится со студенткой медицинского вуза Олей и мечтающей о браке с иностранцем Машей, которые помогают ей освоиться в мегаполисе.
В проекте примут участие актеры из известных династий — в каст уже вошли Иван Янковский и Настя Талызина.
Крыжовников выступил не только продюсером, но и автором сценария. Режиссерское кресло он разделил с Ольгой Долматовской. Восьмисерийная мелодрама выйдет в 2025 году на онлайн-платформе Wink, а позже — на телеканале СТС.

Читайте также:
Слухи о романе с Бондарчуком и Козловским: как строила личное счастье Юлия Снигирь, к которой Цыганов ушел от беременной жены
«У меня три "вышки" и медаль. Зачем?!»: Калашникова жалеет о потраченном на образование времени
Продает песни под другим ником: продюсер рассказал о схеме Константина Меладзе для заработка
*Деятельность Meta (Instagram) запрещена в России как экстремистская

Дайана Хусинова