Автомобилистов в ближайшее время ждут серьёзные изменения. Так, с конца августа будут применяться новые правила определения стоимости ОСАГО. Границы тарифного коридора раздвинут на 30%. Владельцы машин смогут получить индивидуальный тариф, который будет рассчитываться на основании отсутствия нарушений ПДД, типа и возраста самой машины.
В чём состоит отличие от нынешних правил, «Радио 1» объяснил автоюрист Тимур Маршани.
«Сейчас понижающий коэффициент, которой применяется страховщиками при учёте безаварийной езды, не учитывает наличие ДТП, в которые люди могут попадать, не заявляя о страховых случаях. Теперь вся база данных ГИБДД будет доступна для автостраховщиков, и они будут иметь возможность посмотреть, как часто совершает человек аварии.
Например, вы совершили незначительное ДТП, при котором не требуется дорогостоящий ремонт. Вы своими силами можете отполировать бампер и продолжить движение, не заявляя о страховом случае, ограничившись разъездом со вторым участником, договорившись не оформлять европротокол или не вызывая сотрудники ГИБДД с последующим обращением к страховщикам.
Теперь при любых обстоятельствах страховая компания будет учитывать фиксацию нарушения. Будут определять скорость движения автомобиля, агрессивное вождение в условиях города, наличие нарушений, невыполнение правил дорожного движения, которое может спровоцировать аварию.
Всё это будет учитываться при определении размера страховой премии, которая будет рассчитываться с понижающим коэффициентом по отношению к добросовестным и дисциплинированным водителям. Всё это даст гарантированный доступ к базе данных ГИБДД, к которой страховщики будут иметь доступ», – пояснил эксперт.
Кроме того, после 30 сентября возобновляется техосмотр, который ранее был приостановлен из-за пандемии COVID-19. Постепенно будет вводиться и фотофиксация машин при въезде и выезде из пункта ТО.
«Фотофиксация – важный элемент, который определяет нахождение самого автомобиля в боксе и проведение технического осмотра. Это делается для того, чтобы исключить коррупционную составляющую и обеспечить наличие самого автомобиля при прохождении ТО в боксе сервисного центра, с которым заключён договор на техническое обслуживание и проверку состояния автомобиля. Конечно, техосмотр должен проводить мастер, а не некто, кто поверхностным профессиональным взглядом определяет, что автомобиль пригоден к участию в дорожном движении.
Наверное, фото- и видеофиксация помогут подходить к этому вопросу мотивированно. Осмотр будет проводиться с непосредственным участием мастера, который оценит техническое состояние автомобиля путём его диагностирования. Сейчас во многих дилерских центрах всё подчас происходит в упрощённом порядке. Многие транспортные средства просто ставятся на стенд, и происходит их дистанционное тестирование», – рассказал Тимур Маршани.
Фото будут делать работники пункта техосмотра, а не сам автомобилист.
«Фотографии делает сам центр, который потом отправляет их в единую базу ГИБДД. Там они будут храниться, и там будет оцениваться нахождение в боксе транспортного средства при проведении технического осмотра. Это фотоматериал или фототаблица в трёх ракурсах: фронтальной, снимок задней части и панорамный снимок», – сказал собеседник «Радио 1».
А с сентября сотрудникам ГИБДД разрешат использовать на дороге диагностические приборы. Если выбросы двигателя превысят допустимые пределы или протектор будет иметь недостаточную глубину, и это будет зафиксировано прибором, то может последовать запрет на эксплуатацию машины.
«Изменения существенно отразиться на автомобилистах. Технически использовать транспортное средство, если его протектор шин ниже предельно допустимой величины, будет уже невозможно. Оценку даст инспектор, который будет использовать приборы. Какими будут эти приборы внешне, честно говоря, я ещё не видел. В любом случае, они должны быть сертифицированы и должны проходить поверку. Инспектор должен будет остановить автомобиль, подойти к покрышке и измерить глубину и высоту протектора на резине. Он должен это оформить соответствующим образом», – заявил Тимур Маршани.
Однако, по мнению автоэксперта, новый порядок чреват возможностями коррупции на дороге.
«Иногда это будет происходить в осенне-зимний и весенний период, когда присутствует слякоть на дороге. Как это будет происходить технически? Конечно, это открывает широчайшее поле для коррупционной составляющей. Принимать решение будет инспектор, исходя из своих внутренних убеждений и показаний приборов, которые также могут допустить погрешность. Проверять глубину протектора нужно в сухом помещении, без грязи и наледи», – убеждён специалист.
По словам Тимура Маршани, пока даже сами автоинспекторы, с которыми общаются автоюристы, не понимают, как это можно будет реализовать.