МВД России предлагает радикально ужесточить контроль за машинами с неработающими фарами, неисправными тормозами, дворниками или стоп-сигналами. Подготовленный МВД законопроект вносит изменения в законы «О безопасности дорожного движения», «О госрегистрации транспортных средств» и «О техническом осмотре».
Ведомство предлагает при выявлении на дороге неисправного автомобиля запретить водителю им пользоваться на срок до 72 часов. На автомобилиста оформят протокол по статье 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…», а также приостановят действие диагностической карты.
Отмечается, что если в темное время суток не работают фары, инспектор ГАИ запретит водителю ехать дальше, в менее серьезных ситуациях ему разрешать доехать до места ремонта. У автомобилиста есть 72 часа, чтобы устранить поломку и пройти внеочередной техосмотр, где проверят устранение неисправности. После этого запрет снимается автоматически. По мнению автоюриста Сергея Радько, данная инициатива может повысить коррупцию. Об этом он рассказал в эфире «Радио 1».
«Мне кажется, эта инициатива только усилит коррупцию. Она является слишком жёсткой по отношению к таким неисправностям. Неисправность тормозной системы и сейчас является нарушением, при котором запрещена эксплуатация. Инспектор ГИБДД, кстати говоря, не обладает специальными техническими познаниями, он не может обнаружить никакую неисправность, кроме неработающей АБС либо отсутствия тормозной жидкости, потому что все остальные показатели той же тормозной системы проверяются на специальном стенде и просто так обнаружить это визуально на дороге невозможно. При наличии этой неисправности машина помещается на спецстоянку. Более того, до меня доходила информация, что сейчас есть такая тенденция, когда сотрудники ГИБДД, например, тормозят грузовую машину, и если у водителя горит лампочка АБС, которая говорит о том, что система АБС не работает, они забирают машину на спецстоянку, ссылаясь на то, что не работает тормозная система. Суть в том, что помещение грузовика на спецстоянку в Москве стоит около 48 тыс рублей, чтобы его от туда забрать нужно ещё вызывать грузовой эвакуатор, который стоит тоже порядка 30-40 тыс рублей. При этом неисправность АБС не обозначает неисправность тормозной системы в целом. Это яркий пример того, как у нас эти нормы используются именно для коррупции, потому что понимая, какие неприятности грозят, многие водители предпочитают «договориться на месте». Если подобный случай происходит в Москве, то теоретически машину где-то можно починить, но если история происходит где-нибудь на трассе под Хабаровском, а едет дальнобойщик и везёт в фуре товары на миллионы рублей, понятно, что он предпочтёт отдать на месте сотруднику ГИБДД любые деньги, лишь бы не бросать машину», — сказал собеседник «Радио 1».
Он добавил, что попытка усилить коррупцию прослеживается и в других поправках:
«Если говорить о других пустяковых неисправностях, например, о неработающей фаре или неработающим дворнике, то, конечно, это явная неприкрытая попытка усилить коррупцию. Понятно, что среди водителей нет самоубийц, и если у водителя не работает дворник в дождь, то он с таким дворником просто никуда не поедет, поэтому запрещать ему дальше двигаться абсолютно бессмысленно. Лампочка может перегореть в любой момент, дворник может сломаться в любой момент и в сотнях км от ближайшего автосервиса, а если инспектор ГАИ остановит такую машину, выпишет протокол о запрете и скажет, что через 3 дня ждёт с документами в отделе, понятно, что любой дальнобойщик или любой водитель, который, например, путешествует с семьёй, предпочтёт отдать ему любые деньги, которые тот запросит».
Автоэксперт подчеркнул, что при рассмотрении подобных инициатив в Госдуме прислушиваются к мнению экспертного сообщества:
«Многие депутаты прекрасно понимают, что подобного рода инициативы прежде всего будут направлены на коррупцию, потому что понимают, что эта коррупция никуда не исчезла. Сейчас говорят, что техосмотр продают компании, которые машины не осматривают, но на самом деле по факту это таки есть. Именно техосмотр продаётся компаниями, которые должны компании осматривать, но этого не делают. Почему они этого не делают это уже другой вопрос, но если вспомнить всю нашу историю, сколько я себя помню последние 30-40 лет сознательной жизни, техосмотр покупался всегда. Нужно признать, что за последние десятки лет ни с чем мы побороться таки не смогли, и наверное техосмотр надо отменить, дабы эту явную неприкрытую кормушку больше не подпитывать», — сказал Радько.
Он отметил, что в целях контроля за техническим состоянием транспортного средств а, можно повысить штраф за его неисправность.
«Контроль прямо прописан в ПДД. Там есть норма о том, что водитель обязан перед выездом проверить, а в пути обеспечить исправное состояние транспортного средства. Есть кодекс об административных правонарушениях, в котором есть наказание за управление неисправным транспортным средством. Есть ПДД, в которых есть перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация. Я не совсем понимаю, что ещё нужно ГИБДД. Зачем писать новые законы, которые только могут повысить коррупцию. Да, возможно нужно повысить штраф за неисправность, но тогда нужно продумать как инспектор будет на месте эту неисправность определять», — резюмировал Сергей Радько.
«Сигнал тревожный». Туроператор оценил возможность новых ограничений из‑за пандемии
Юрист нашёл правовую основу для ограничения перемещений из‑за COVID‑19
В Общественной палате Подмосковья поддержали идею открывать ясли при вузах