В понедельник, 21 сентября, в Москве откроется XII Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино «Арткино». Столица примет у себя первый этап события. В конкурсной программе будут участвовать анимационные, документальные, игровые и экспериментальные фильмы. Хронометраж картин не должен превышать 30 минут. Организаторами выступают Творческое объединение «Мир искусства» и киношкола «Артерия кино». Подробнее о грядущем событии в эфире «Радио 1» рассказал президент фестиваля, кинорежиссёр Сергей Тютин. Он дал интервью программе «Синемания. Область культуры» накануне торжественной церемонии открытия.
С: Сергей, какова главная особенность фестиваля «Арткино-2020»?
СТ: Главная особенность заключается в том, что мы открываемся в формате оффлайн. У нас всё пройдёт, как положено. Мероприятия проведут на трёх площадках. Церемонию открытия примет у себя кинотеатр «Космос». С 22 по 27 сентября в кинотеатре «Мир искусства» будет идти основной конкурс. А 28 числа мы проведём закрытие фестиваля в кинотеатре «Иллюзион». Там же состоится премьера документального фильма «Снайпер комедии Григорий Александров». Это тот самый человек, благодаря которому у нас появился жанр музыкальной комедии.
На открытии фестиваля будут происходить необычные вещи. В частности, в церемонии примет участие Губернаторский оркестр Московской области под руководством Сергея Пащенко. Коллектив был задействован в том числе и в озвучании моей игровой полнометражной картины, которую мы покажем 21 сентября. Она называется «Крошка». Это такая семейная музыкальная комедия. В ней прозвучит пять песен. Одной из задач, которую я себе ставил при работе над лентой, возродить использование песен для драматургии кино.
С: Каковы критерии отбора фильмов для фестиваля «Арткино»?
СТ: У нас есть свой традиционный подход, мы называем его треугольной теорией кино. Это три точки зрения: режиссура повествования, режиссура изображения и режиссура времени, или основа монтажа. Так что мы рассматриваем фильмы сразу с трёх сторон. Обращаем внимание на то, хорошо ли и внятно рассказана история. Смотрим, насколько режиссёр владеет визуальной культурой, как он умеет выражать свои эмоции и мысли через зрительные образы. Так же важно понимать, умеет ли он работать с ритмами. Чтобы история была не просто наглядно рассказана, а при этом ещё и работала.
С: Сергей, вы всё время говорите «мы». Расскажите о команде фестиваля.
СТ: В рамках фестиваля существует несколько фильтров. Есть отборочная комиссия, состоящая из четырёх человек, есть жюри. Первые отсматривают поступающие заявки, которых ежегодно к нам приходит от 350 до 700. Дальше выбранные работы попадают на московский этап фестиваля, де картины смотрят и награждают члены жюри. В этом году в состав войдут кинооператор Александр Носовский, режиссёр Владимир Грамматиков, драматург Александр Адабашьян, руководитель Школы-студии Александра Митты Геннадий Иванов, актёр театра и кино Рамис Ибрагимов, продюсер Елена Гликман.
Затем начнётся второй этап. Он пройдёт в 55 городах России. Туда попадут призёры фестиваля. Они будут бороться за звание лучшего короткометражного фильма года. И тут уже оценка картин будет происходить при помощи зрителей кинотеатров, в которых покажут конкурсные ленты. Также у нас создана специальная киноакадемия, которая называется «Арткино». Туда входят 150 самых известных российских кинематографистов. Они, соответственно, смотрят наши картины и выбирают один фильм, который награждается на церемонии открытия следующего фестиваля. То есть, грубо говоря, 21 сентября мы наградим лучший фильм за 2019 год.
С: Ранее фильмы в рамках фестиваля делились на три категории: до 10 минут, до 20 и до получаса. Сохранилось ли это деление?
СТ: Это деление касается игрового кино, а документальные и анимационные мы рассматриваем до 30 минут.
С: Может ли на фестиваль «Арткино» свою работу прислать не профессионал?
СТ: Безусловно, хотя у нас в целом профессиональный, а не студенческий фестиваль. При этом даже маститый режиссёр может снять короткий метр и прислать нам его на конкурс. И, знаете, часто бывает так, что человек без специального образования присылает свою работу и она оказывается весьма и весьма интересной.
С: Сергей, как вы считаете, почему у признанных мастеров режиссуры короткий метр получается значительно интереснее полного?
СТ: Часто бывает, что режиссёрское высказывание больше предназначено для короткого метра, но его нужно растягивать до полного. Это получается скучно. Долгие годы мы наблюдаем креатив короткого метра и довольно слабые полнометражные ленты. Но есть и другой вариант, когда человек хорошо снимает большие работы, а противоположный жанр у него не удаётся. Потому что он не привык к такому быстрому способу рассказывать истории.