Почему сериал «Немцы» – история, прежде всего, личной трагедии, какова в ней роль коррупции, сколько хейта прилетело от поклонников и почему не стоит делить героев на хороших и плохих, программе «Синемания» рассказали режиссёр проекта Стас Иванов и исполнитель главной роли Евгений Коряковский. Они подробно поговорили о создании проекта, в основу которого лёг одноимённый роман писателя Александра Терехова. На данный момент все эпизоды доступны в онлайн-кинотеатре KION.
С: Почему, на ваш взгляд, так выросла популярность сериалов у нас в стране?
СИ: Да, действительно, популярность выросла. Контента стало очень много, причём и нашего, и западного. Мне порой кажется, что присутствует даже некий перебор. Потому что бывает достаточно тяжело выбрать что-то одно определённое. Поэтому обострилась борьба вообще за зрителя.
С: Но это же хорошо?
СИ: С точки зрения зрительской аудитории да, конечно. Это подогревает и создателей. Соответственно растёт качество продукции. Это видно по проектам последних двух лет. Плюс появились интернет-платформы, которые задали дополнительную планку. На этом фоне обозначился какой-то норматив. Лично у меня возникла внутренняя потребность и необходимость производить, думать о чём-то таком уже в совершенно новом качестве, чем раньше. Стало больше конкуренции. Так что да, вы абсолютно правы. Всё очень сильно изменилось, и уклон пошёл именно в сторону сериального производства.
С: Евгений, вы что думаете на этот счёт?
ЕК: Я, наверное, скажу больше как зритель. Это такое тяготение к романной структуре, когда ты следишь за множеством линий, что практически невозможно в полном метре. То есть в гораздо большей степени можно представить мир, его целостность и законченность.
СИ: На самом деле, всё намного проще. Ответ находится на поверхности, и он практически всё время рядом с нами. Это мобильный телефон. Вся жизнь ушла туда, а он всегда под рукой. Ведь многие сейчас смотрят сериалы именно на смартфонах. У людей есть огромный выбор, им не нужно идти в кинотеатр.
С: Евгений, сериальные актёры часто становятся популярнее киноартистов. Скажите, вы на себе чувствуете, что с появлением сериалов стали мегапопулярны? Вышли «Немцы», накануне стартовал «Пищеблок». Это ведь два абсолютных хита.
ЕК: Могу сказать, что в «Пищеблоке» у меня небольшая роль. Надеюсь на второй сезон (смеётся – прим. автора).
С: Станислав, как вы считаете, возможен ли вообще полный уход кино в телевизор?
СИ: Мне кажется, да. Я вообще всё в этом смысле в чёрном почему-то вижу. Лет через 15-20 не будет таких ярких киноартистов.
С: Насколько сериал «Немцы» впрямую касается действующей власти?
СИ: Безусловно, касается. Тема коррупции была актуальна всегда. Это есть везде в том или ином виде, количестве и качестве.
С: Евгений, на ваш взгляд, произведение искусства может быть опасным?
ЕК: Наверняка так иногда случается.
СИ: А как иначе? Свобода какого-то мнения, ощущения и суждение естественно может быть опасна для мыслящего или видящего. Я очень часто слышу от коллег, что вот то нельзя, это нельзя, так нельзя. Безусловно, существуют некие законодательные запреты. Но, знаете, нашему проекту, наверное, повезло. Никаким правкам – ни сценарным, ни по монтажу – он не подвергался и вышел в итоге в том виде, в котором мы его написали. Тот, кто уже посмотрел, понимает, что там есть какие-то острые моменты, которые могли бы кому-то не понравиться. Но, тем не менее, нас приняли.
С: Вот, кстати, ещё один плюс сериалов. Они практически избавлены от диктата продюсеров. Он здесь много меньше, нежели чем в полном метре.
СИ: Не соглашусь. Зависит от того, с какой точки зрения походить. И вопрос тут не в формате сериала или кино, а в конкретном продюсере и в доверии к определённому автору. Это частная вещь. Мне есть, с чем сравнивать. Я снимал и сериалы, и полнометражные картины. В сериалах при этом подвергался очень сильному контролю. Тем ведь всегда работают команды контролёров. За спиной обязательно сидит какой-нибудь креативный продюсер, который отстаивает точку зрения генерального продюсера. А это всегда конфликт, не может быть по-другому. Мне вообще кажется, что всё самое плохое началось, когда человек в пещере мамонта нарисовал рисунок, а другой подошёл к нему и спросил – а почему вот тут хвост длиннее. Вот когда закончилось творчество (смеётся – прим. автора).
#GALERY#
С: Объясните нашей аудитории, почему сериал называется «Немцы»?
ЕК: Во-первых, так называется первоисточник – роман Александра Терехова, который был взят за основу. Это довольно известная его работа. Во-вторых, в нашей культуре в срезе ХХ века это синоним захватчиков. Также его можно интерпретировать как чужака. Для меня это такая очень понятная, известная и бьющая в лоб метафора, ради которой частично этот роман и создавался. Мы, кстати, довольно далеко от него ушли.
СИ: Собственно, поэтому, пока мы с Женей писали сценарий, он назывался иначе – «Земля отца». В основе шла история отца и дочери, в связи с чем такое название казалось нам более удачным. Но продюсеры рассудили, что всё-таки будет правильнее остаться в названии «Немцы».
ЕК: Станислав Олегович хоть и сказал, что мы вместе писали сценарий, но это неправда. Писал сценарий он, просто время от времени присылал мне читать, что у него получалось. У нас сложилась в определённой степени уникальная для индустрии ситуация, поскольку задолго до съёмок, за несколько месяцев до их начала мы стали подробно проговаривать и проживать эту историю. Это прям очень круто. Просто дай бог всем артистам и режиссёрам такой коннект.
С: Какие главные опасности подстерегают экранизации литературных произведений?
СИ: Как мы смогли убедиться на собственном примере, это верная армия поклонников романа. На нас она тут же обрушилась.
ЕК: Да, выскочили поклонники господина Терехова. При всей моей симпатии к этому прекрасному писателю, а я сейчас говорю без какой-либо иронии, но они все повыхватывали сияющие мечи и попытались избить нас всем, чем можно было.
СИ: Я заведомо понимал, что это не будет экранизация. Это будет история по мотивам, поэтому я назвал её по-другому и думал, что её движение пойдёт иначе. Это же всё равно, что назваться Гарри Поттером, а его в итоге не показать. Я действительно понимаю людей, которые задают вопросы. Которые интересуются, зачем же делать именно так.
С: Были ли какие-то согласования с самим Александром Тереховым?
СИ: Я знаю лишь то, что он посмотрел пилотный эпизод, и вопросов у него не возникло. Плюс он перевыпустил книгу с изображением Евгения на обложке. Вроде как получается, что сам автор одобрил всю нашу историю. Но вот его фанаты восприняли ситуацию иначе.
С: Станислав, вы обязали всех артистов прочесть роман перед съёмками?
СИ: Нет, у меня не было такой задачи. Потому что Женя читал роман сам. А так я никого не просил.
С: Евгений, как вы оправдывали своего героя? Ведь ему буквально пришлось «переобуться» в воздухе?
ЕК: Он же там не только «переобувается». С ним много чего ещё происходит. Вообще, я против того, чтобы делить людей на чёрных и белых. Мы все очень сложные. Мой герой Эбергард – пример сложносочинённого человека. Вся эта тема коррупции скорее некий фон для трагедии персонажа, который не может найти себе место в этом мире. Это такая классическая традиция, частично заимствованная из русской литературы. Поэтому он пускается во все тяжкие. В каком-то смысле это даже поступательная лестница в ад.
СИ: Говоря про «Немцев», многие выносят тему коррупции на передний план. Однако я не могу сказать, что сериал исключительно об этом. Я старался всячески создать бивалентных героев. Если с этой точки зрения рассмотреть внимательно фильм, то отношении к ним будет иным.
С: А вот интересно, кого, на ваш взгляд, сериал больше заденет: либералов или патриотов?
СИ: И тех, и других. Мы с Женей много говорили на эту тему и сразу понимали, что получим одновременно с двух сторон. От одних за то, что вообще эту тему затронули, от других – что недостаточно глубоко копались в ней.
С: Станислав, есть ли у вас в планах мысль сделать из сериала полный метр?
СИ: Не было таких предложений пока. Возможно, что-то будет в театре.
С: Сейчас посмотреть «Немцев» можно на онлайн-платформе KION. А когда ждать выход сериала на ТВ?
СИ: Насколько мне известно, на телевизионных экранах он должен появиться осенью.
Фото: Кинопоиск, Екатерина Тимошенко