Всемирный банк представил доклад, согласно которому познания российских школьников ухудшатся на фоне пандемии коронавируса, что потенциально снизит их заработок во взрослом возрасте. Организация прогнозирует спад на 2,5% в год на протяжении всей жизни работника. Основные причины: закрытие школ на карантин, сокращение очного учебного года на треть и, как следствие, низкие показатели в тесте PISA – международной программе по оценке образовательных достижений учащихся. Кроме того, полученные данные можно также перевести в потенциальные потери ВВП страны. При этом, принцип расчёта предполагает использование различных видов компенсации недополученного образования, в том числе, и онлайн-обучение. О том, насколько прогнозы Всемирного банка могут оправдаться или, наоборот, не подтвердиться в будущем, в эфире «Радио 1» рассказала эксперт Общероссийского народного фронта, директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова.
«Исследования Всемирного банка проводятся для того, чтобы оценить динамику и посмотреть, как дети решают те или иные задачи в зависимости от меняющейся вокруг них ситуации. Организация попыталась спрогнозировать потери, а мы и так все понимаем, что они есть. Не везде дистанционное обучение удалось выстроить оперативно и качественно. По оценке Минпросвещения, порядка 700 тысяч школьников не имели возможности обучаться в онлайн-формате. Но, например, мы знаем, что в России есть регионы, где из-за климатических особенностей ребята могут не ходить в школу по две-три недели. Так что могу сказать, что там, где семьи были настроены на то, чтобы пройти период изоляции с минимальными потерями, они с задачей справились», – сказала Половкова.
Она обратила внимание на то, что при дистанционном формате обучения у кого-то из школьников наверняка может быть больше проблем, чем у сверстников, и это нормально. Современные дети обладают огромным спектром возможностей. И если кого-то интернет и телевидение в домашних условиях отвлекают, то другие находят в них источник для получения новых знаний. И вопрос тут в подходе.
«Необходимость переобучения и получения новой квалификации теперь будет одним из основных требований, которое сотрудники будут встречать в течение всей жизни. Сейчас те же учителя раз в три года по законодательству обязаны повышать квалификацию. Поэтому к тем прогнозам и оценкам, которые представил Всемирный банк, нужно подходить спокойно. Это лишь попытка оценить потери, это не приговор», – пояснила спикер.
По данным собственного опроса фонда «Национальные ресурсы образования» 88% детей в возрасте от 13 до 18 лет отметили, что те платформы, которыми они пользовались ещё весной, регулярно давали сбои и не всегда корректно работали. Осенью ситуация изменилась в лучшую сторону. Половкова выразила надежду на то, что в дальнейшем держатели платформ более детально проработают проблемные моменты и максимально устранят недостатки. Эксперт также отметила, что на фоне кризиса показатели российских школьников при сдаче ЕГЭ в этом году в среднем оказались выше.
«Сейчас рынок труда меняется очень быстро. Если раньше более устойчивыми и прибыльными считались одни профессии, то в последнее время мы понимаем, что на первый план вышли профессии, которые не требуют физического нахождения человека в офисе. Это всё, что связано с цифровизацией разных процессов. Поэтому я думаю, что все оценки очень предварительные, и мы не знаем, что ждёт сегодняшних выпускников через некоторое время», – добавила в заключении собеседница «Радио 1».
Ранее стало известно, что российским студентам разрешат работать учителями, не дожидаясь получения диплома. Будущие педагоги станут получать за работу полноценную зарплату. Как пояснили в Совете Федерации, это позволит решить проблему дефицита преподавателей. Кроме того, студенты смогут найти общий язык со школьниками, завоевать авторитет и поучиться у сильных наставников.