Согласно данным территориального управления Роскомнадзора, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге зарегистрировано 2176 печатных средств массовой информации – а именно газет и журналов. В общей сложности в северной столице функционирует 2325 СМИ. Из них на долю ТВ и радио приходится 130 организаций, электронных СМИ (Интернет) 19, остальные – газеты. Об основных принципах работы и том, каким заповедям следуют их руководители, изданию «Петербургский дневник» рассказали главные редакторы крупнейших печатных СМИ города на Неве.
Анжелика Гурская, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты»:
– Первая заповедь – учись. Каждый день. Даже если ты главный редактор и большой начальник. Если бы лет 30 назад я сказала, что фотографировать, писать и публиковать статьи можно будет прямо с телефона, меня бы упекли в дурдом. Ещё 20 лет назад ни у одной газеты не было сайта. Завтра прогресс придумает такое, что сегодня и не снится. Не будь тем, кто начинает прикручивать к телеге колёса, когда другие уже полетели в космос.
Вторая – проверяй факты. Проверил? Точно проверил? У первоисточника? Если да, то сходи в другое место и проверь там ещё раз. Не фантазируй, не приукрашивай, не интерпретируй, не домысливай. Просто. Проверяй. Факты.
Будь любопытным. Не бывает хорошего журналиста без детского интереса к жизни и с температурой 36,6.
Не проповедуй. Этим грешат многие хорошие журналисты – переходят от журналистики к проповедничеству. Михаил Ардов, по-моему, рассказывал, как Гумилёв говорил про это Ахматовой: «Аня, отрави меня своей рукой, если я начну пасти народы». Вы тоже отравите меня, в случае чего.
Пятая – главная. Думай о людях. Хотя этот пункт я бы вынесла в самое начало, иначе зачем мы все нужны. Один умный журналист так объяснил смысл своего существования в журналистике: «Я подаю сигнал хорошим людям, что они не одиноки». Пусть хорошие люди, читая вас, не будут одиноки.
Дмитрий Шерих, главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
– Работа журналистом – это безграничное многообразие: каждый день у нас меняются формы, задачи, инфоповоды. По большому счёту, заповедь у нас одна – делать добросовестно и качественно свою работу. С чувством ответственности перед читателем, перед коллегами, перед обществом.
Это точка отсчёта. А в разных конкретных ситуациях могут возникать и конкретные заповеди. 30 лет назад мы всей страной наслаждались безграничной свободой слова, тогда ценность этого понятия была возведена в абсолют. Но со временем обществу, всем нам стало ясно, что у свободы есть границы. Что свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Стали появляться и этические табу. Например, не предавать огласке персональные данные пострадавших детей, не публиковать их фотографии. Этот запрет оформлен сегодня законом, но возник он именно как сознательное этическое ограничение. Как ещё одна конкретная заповедь, если хотите.
Понадобилось 30 лет, чтобы нащупать баланс между тем, что такое хорошо и что такое плохо. Наши СМИ в 1990-е годы были похожи на подростка, который готов в сердцах выкрикнуть любые слова, в том числе и нецензурные. С тех пор все мы повзрослели. Когда мы пишем о культуре, о политике, о планетарных вещах, о глобальном изменении климата, мы осознаем, насколько важны эти вещи для людей, для читателей. Та же пандемия – она заставила задуматься о смысле жизни и о том, какое наследие мы оставим будущим поколениям.
Ирина Жеглова, главный редактор «КП в Санкт-Петербурге»:
– Наша заповедь – быть интересными нашим читателям, полезными и, как бы странно ни звучало, не терять актуальности, в том числе для нашей молодёжи. Да, сейчас основной читатель «Комсомолки» – человек старше 30 лет, но мы идём в ногу со временем и завоёвываем более юную аудиторию на наших других площадках – сайт, соцсети, радио.
Что касается бумажной прессы, то опыт Европы показывает – будущее у принта есть. Да, там закрываются некоторые СМИ, но во время пандемии интерес к газетам, наоборот, возрос. А значит, остаются и профессия, и профессиональный долг перед читателями.
Главное отличие в том, что в Интернете ты себе сам хозяин и можешь выбирать, что в этом океане контента стоит твоего внимания, а что – нет. В газету попадают лучшие материалы. Соответственно, в этом и состоит ответственность перед читателем, когда редактор выбирает, какие материалы достойны появиться в газете, а какие – нет.
Сергей Балуев, главный редактор петербургского отделения газеты «Ведомости»:
– Для медиа хорошо, когда СМИ на рынке мало, а читателей много. Так было 20 постсоветских лет. В последние годы все изменилось: условно то же количество читателей (на самом деле меньшее) атакует масса медиаресурсов. Очевидное следствие этого – потребителей каждого конкретного СМИ становится всё меньше. Читатель меняется. Но он меняется вместе с журналистами: грех думать, что журналист умнее читателя или прогрессивнее читателя. Журналист соответствует своему читателю. Журналист стареет вместе с читателем.
Поэтому главная заповедь журналиста – он не должен обманывать своего читателя. Он может пытаться собрать трафик, ставя жёлтые заголовки или формулируя интригующие вводки, но обманывать читателя права не имеет. Он может обманываться вместе с читателем, но сознательно обманывать его – нет.
Чего ждёт читатель кроме невранья? Он надеется на то, что журналист знает чуть больше, чем он. Поэтому надо как минимум книжки умные читать. Что лично я и делаю.