Выбирая профессию, каждый руководствуется своими предпочтениями. Тот, кто любит природу и предпочитает работу на свежем воздухе, тоже может найти занятие по душе и даже посвятить этому делу всю свою жизнь. Есть ли в этой ответственной профессии доля романтики «Радио1» выясняло у её носителей — лесничих.
Тамара Таранкова сейчас на пенсии, своей работе посвятила 40 лет жизни. Окончила Брянский технологический институт в 1974-м. Обучение было бесплатным, 5 лет в общежитии со стипендией 25 рублей, диплом с квалификацией «инженер лесного хозяйства» и направление на работу. Тамара вместе с мужем Михаилом отправились в «Объединение лесного хозяйства Владимирской области», а оттуда — в Гусь- Хрустальный.
В чём заключалась ваша работа с Михаилом Владимировичем?
В нашем подчинении было 10 лесников. У них была охрана своих обходов, они пахали и сажали лесные культуры. Как раз в 1972 году были очень большие пожары, и в нашем крае очень много выгорело леса. Когда мы приехали, тут было много «горельников» (место, где сгорел лес). Именно с этого мы и начали: расчищали горельники и сажали лесные культуры. Но чтобы их посадить, надо было вырастить посадочный материал. У нас был питомник, где мы сажали весной семена и там их выращивали. Сначала мы выращивали эти сеянцы, потом выкапывали и сажали на площади лесных культур. Позже делали уход, чтобы не зарастали сильно, и тяпками, и механизировано, а дальше эти культуры вырастали в большой лес. Для того, чтобы вырастить одну сосну, надо 100 лет.
Получается, что главные задачи лесничего — это посадка и уход за лесом?
Да, верно. Но что подразумевается под уходом? Это и осветление, и прочистка, потом прореживание, потому что если деревья густые, они никогда не дадут хороший лес. Потом проходная рубка, чтобы выбрать деревья кривые, косые, которые мешают, это всё надо убрать. И после проходной рубки уже лес сформирован, и он будет расти до своих лет, до того момента, когда идёт в главное пользование, то есть до его вырубки.
Есть ли у лесничих специальная форма?
Да, есть. Когда мы работали, у нас была специальная форма, обязательно. У меня был женский костюм лесничего — это юбка и пиджак зелёного цвета, на плечах которого было несколько петлиц, и фуражка или кепка с эмблемой лесничего. Ещё выдавали куртки, чтобы ходить на работу.
Не наскучило одним и тем же делом заниматься 40 лет?
Это интересная работа, очень даже. Нам каждый год давали новый план, который всё время увеличивался. У нас постоянно были и надбавки, и почётные грамоты, и награды. Михаил Владимирович вообще ветеран лесного хозяйства.
А если, например, в лесу случился пожар, вы туда выезжали?
Обязательно! Охрана леса — это первейшая наша задача. Мы всегда выезжали и тушили пожары. В то время на базе нашего лесхоза была пожарная часть, несколько пожарных машин, и когда случался пожар, собирали всех лесников, всех рабочих, выдавали ранцы с опрыскивателями, и мы сразу же ехали спасать леса.
Опасна ли эта профессия? Имеются ли какие-то профессиональный болезни у лесничих?
Надо любить свою профессию и тогда минусов не будет. Интересная работа, но тяжелая, особенно для женщины. Очень много ходишь. У меня вот до сих пор болят ноги. Можешь в лесу встретить и зверей, и недоброжелателей. Я вот лично и лосей видала, и кабанов, и косуль. А змей сколько! Поэтому в лесу только в сапогах.
А у вас не было средств защиты от диких животных?
Нет, никаких не было. Могли оружие, конечно, выдать, но нужно иметь при себе тогда разрешение. Мы такого разрешения не имели. Палочку в руки берёшь и гонишь всех от себя. Но мы никогда по одному не ходили, всегда группой.
На ваш взгляд, эта профессия была ранее более популярна, нежели сейчас?
Ну почему-то нет такого энтузиазма у людей сейчас. Это тяжелая работа, тяжелый труд. Постоянно надо находиться в лесу, где комары, жара. Это каждодневный труд в лесу и потому эта профессия неактуальна. Ну и зарплата, конечно, небольшая.
Есть ли в этой профессии возможность карьерного роста?
Конечно. Михаилу Владимировичу столько раз предлагали главного лесничего, потом приглашали его в Киржач директором лесхоза, и квартиру бесплатно предлагали тогда, с расчётом, что он там живёт, и при этом строит себе дом ещё. Но Михаил Владимирович не согласился, хотя главным лесничим его потом всю жизнь приглашали.
А кто выше главного лесничего?
Директор, а потом уже начальник объединения. Сейчас это уже департамент лесного хозяйства называется. Сейчас вообще всё по-другому. Лесников, например уже нет.
Лесник и лесничий — это разные профессии?
Обязательно. Лесник — это любой человек, в основном пенсионного возраста, такие пожилые люди, которые ходили в обход, смотрели что, да как. Если в обходе какая-то работа происходит, то лесник присматривал, следил за процессом. Лесничий — это человек с высшим образованием, у него в подчинении раньше лесник как раз и находился.
Много ли изменилось в профессии?
Конечно. Сейчас тем более бригады нет, только наёмные рабочие работают со своими машинами. Раньше у нас и машины, и трактора были, и народ, и пилы, и запчасти. Потом в 2006 году приняли новый лесной кодекс. А раньше мы работали по лесному кодексу ещё с указа Петра Великого.
Вы, как лесничий, наверняка сталкивались с браконьерами, самовольными вырубками лесов. Есть ли какие-то истории, которые вы сможете сейчас вспомнить о борьбе с так называемыми «ворами лесов»?
Был один случай с женщиной. Мы её поймали, довели дело до суда, и она сидела в тюрьме 3 года. Она незаконно срубила много леса, и даже не в одном месте. Мы составили акт о незаконной порубке леса, отправили дело в полицию, потом был суд и её отправили в тюрьму. Вообще в 2000-х годах было очень много самовольных рубок, не успевали даже составлять эти акты. Очень много даже я сама лично забирала готовые леса из рук похитителей. То есть лес свалят, подготовят уже, чтобы его вывезти, а мы находили и изымали. Потом этот лес пускали в переработку, а самовольщиков наказывали штрафами.
Другой представитель этой профессии – действующий лесничий. Владимир Захаров — старший участковый лесничий Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО «Мособллес» тоже влюблён в своё дело и уверен, что даже с развитием технологий профессия лесничего не утратит своей актуальности.
Каким образом сейчас проходит обучение специалистов?
В настоящее время высшее образование перешло на двухуровневую систему, поэтому инженеров больше не готовят. Вузы, в том числе за счёт бюджета, обучают студентов по программам бакалавриата «Лесное дело» (4 года) и желающие могут продолжить обучение в магистратуре (2 года). Можно поступить и на контрактной основе, хотя, имея нормальные баллы ЕГЭ, нет проблем учиться за государственный счёт. Кроме того, имеется возможность целевого обучения, когда обучение оплачивает предприятие, оно же платит студенту стипендию, а после получения диплома принимает к себе на работу.
Раньше на пожар лесничие выезжали сами, у них и пожарная часть была рядом с лесхозом и пожарные машины, им выдавали ранцы с опрыскивателями. Что-то изменилось с того времени?
Лесничие и сейчас являются первыми, кто выезжает на пожар. Если сообщение о возгорании подтверждается, лесничий оценивает ситуацию и вызывает необходимые силы и средства. По ситуации может потребоваться тяжёлый бульдозер, одна или несколько пожарных машин и прочее. Тушение возложено на специализированные учреждения, в составе есть лесопожарные станции, оснащённые нужной техникой. Помимо этого все патрульные автомобили лесничества имеют на борту ранцевые лесные огнетушители, лопаты, бензопилы. При необходимости небольшое возгорание может быть ликвидировано самостоятельно.
Какие на Ваш взгляд плюсы и минусы работы лесничего? Опасна ли эта профессия в 2020 году?
Работа лесничего интересна тем, что в ней нет каждодневной рутины, постоянно появляются новые задачи, постоянно меняется лес, погода, планируются новые мероприятия. Но чужих в лесу нет. Если человек не готов к этой работе, он достаточно быстро уходит. Остаются те, кто любит лес, кто его понимает и хочет что-то сделать полезное для его сохранения.
Не утратила ли актуальности эта профессия в XXI веке?
Все профессии, связанные с лесным делом, в том числе ключевая позиция лесничего — это суперважная и актуальная профессия, хоть это и не находит пока отражения в массовом восприятии. Фактически лес — это основа комфортного существования городов и сёл. Как бойцы невидимого фронта лесники работают на будущее. Пока не случится какой-то катастрофы, про них и не вспомнят. Примерно, как с врачами до пандемии. Современная работа лесничего требует и традиционных навыков и умений полевой работы, понимания природы, готовности ходить в сапогах, в жару и в снегопад. Но кроме того — это работа с современной цифровой и навигационной техникой, информационными системами и онлайн-базами, беспилотными летательными аппаратами. Лесничий сейчас — и биолог, и технолог, и экономист, и журналист, и психолог, и педагог. Очень большой пласт работы с населением, особенно в нашей густонаселённой местности.
Как сейчас построить карьеру в вашей специальности?
Если захотеть строить карьеру, то можно перейти из участкового лесничества в заместители директора, стать директором филиала-лесничества. Можно продолжить карьеру в аппарате Комитета лесного хозяйства в управлениях и даже дойти до кресла председателя Комитета лесного хозяйства. Но очень многие, пришедшие именно в лес, продолжают работать в лесу. На днях мы поздравляли с юбилеем нашего коллегу, проработавшего 50 лет в лесном хозяйстве. Сохранённые и выращенные леса — лучшая карьера. Я, к примеру, особо не рвусь в начальники, хотя несколько раз приглашали. За спиной у меня руководство офисом международной природоохранной организации, много всего. Но интереснее всего работать на земле.
В 2006 году изменился Лесной кодекс, что на ваш взгляд принесли эти изменения?
Лесной кодекс изменился кардинально в 2006 году, разрушив привычную систему лесхозов. Это повлекло за собой массу проблем. С тех пор кодекс менялся поправками ещё порядка сорока раз, какие-то моменты были исправлены. Это очень долгий разговор о лесном законодательстве. Один из главных минусов, на мой взгляд — лесничий отстранён от проведения лесохозяйственных мероприятий — рубок ухода, создания лесных культур. Все работы проводят коммерческие организации на основании аукционов или специализированные организации. Да, конечно, остался контроль за лесничими, но не всегда в лесу грамотные исполнители.
Достаточно ли ценится такая важная профессия, как лесничий?
Я думаю, что профессия лесничего всё же ценится — это не всегда заметно по зарплате, но как уже есть. Как минимум среди тех, кто понимает важность и нужность сохранения природной среды. Если же человек живёт, не видя окружающего мира, ориентируясь только на магазин и развлечения, можем ли мы брать в расчёт его мнение? Именно такие люди громче всех начинают кричать «Ай-яй-яй!», когда в форточку затягивает дым от лесных пожаров. И так же быстро забывают о тысячах неизвестных лесных специалистах, как только меняется информационный фон.