Фраза «Поехали!» станет торговым знаком. Госкорпорация «Роскосмос» планирует зарегистрировать её в ближайшее время. Слова, сказанные советским лётчиком-космонавтом Юрием Гагариным в 1961 году во время старта космического корабля «Восток», давно стали культовыми. Фраза не раз использовалась в песнях отечественных исполнителей и даже стала мемом на просторах современного рунета. Известно, что товарный знак собираются использовать при производстве одежды и обуви, парфюмерии, канцелярии, электроники, спортивных снарядов, в сфере транспорта и перевозок, а также при выпуске компьютерных игр и алкогольной продукции. При этом отмечается, что в список не вошло пиво.
Роскосмос не в первый раз обращается к наследию Юрия Гагарина. Летом стало известно, что госкорпорация будет производить пассажирские лифты. Каждую поездку в них сопроводят звуковым оповещением – голос легендарного космонавта будет произносить «Поехали!».
Своим мнением о новой инициативе Роскосмоса в эфире «Радио 1» поделился действующий лётчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко.
«Это общемеждународная практика – регистрировать торговые знаки международными космическими агентствами. Здесь нет ничего удивительного. Это позволит определять порядок применения, потому что зачастую наши космические символы используются там, где этого делать не следует», – сказал Борисенко.
Он обратил внимание на то, что в повседневной жизни наблюдает довольно серьёзные случаи. Например, на рынке можно встретить так называемую космическую еду, хотя к космосу она не имеет никакого отношения.
По мнению лётчика-космонавта, применение торгового знака «Поехали!» может быть действительно широким. Начиная от продукции, которая имеет в буквальном смысле космическое качество для потребителей и заканчивая изделиями, которые необходимы для поддержания здорового образа жизни – спортивная одежда или экологические продукты питания. Андрей Борисенко подчеркнула, что ставить этот торговый знак необходимо на продукцию именно российского производства.
Скептически об инициативе Роскосмоса высказался президент Гильдии Маркетологов Игорь Березин.
«Что даст Роскосмосу владение специальным знаком, я пока не очень понимаю. Таких организаций в мире можно посчитать на пальцах одной руки, ну максимум двух. Крупнейшие космические агентства расположены в США, Китае и Франции. Все потребители их различают, и никакой путаницы не происходит. Поэтому продвижение услуг Роскосмоса на международной арене вполне может происходить при помощи его непосредственного названия. Все причастные к этой теме его прекрасно знают», – сказал эксперт.
Делать исключения для кого бы то ни было, включая Роскосмос, очень плохая идея, уверен Березин. Закон существует для всех, перед ним все равны. Если ради непонятной затеи его будут ломать, это может оказаться очень опасным прецедентом.
Как пример спикер привёл недавнюю ситуацию, когда известная исполнительница зарегистрировала в качестве торгового знака имя своего ребёнка. Причём, сразу в четырёх вариантах написания. Скорее всего, отметил Березин, это было сделано тем же образом.