По предварительным оценкам, внутри России в 2020 году отдохнут на 15% больше россиян, чем год назад. По словам экспертов, закрытие границ не лишило конкуренции популярные туристические направления внутри страны, поскольку теперь регионы России соперничают друг с другом.
Между тем многим туроператорам пришлось срочно перестраивать работу на внутренний рынок. Туристы, желающие воспользоваться программой возврата части затраченных средств за путешествия по России, должны поторопиться. Об этом заявила «Радио 1» эксперт по туризму, профессор отделения сервиса кафедры маркетинга и торгового дела Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь.
«Ростуризм дал определённый срок до конца недели всем туроператорам, которым предлагают принять участие в программе, дающей кешбэк, то есть возврат денежных средств по 5 тыс рублей каждые 25 тыс рублей гражданам Российской Федерации. Все туроператоры, которые войдут в эту программу, должны подключить себе оплату именно картой «Мир», связавшись с этой платёжной системой. Тогда эти туроператоры будут писать на своих сайтах: «Ребята, бронируйте у нас! Мы – лучшие, потому что вы получите часть денег назад». Здесь всё делается достаточно быстро, но поспешно. Граждане, которые захотят принять участие в этой программе, должны знать, что срок приобретения туров будет совсем небольшим – максимум порядка 10 дней. Но отдохнуть россияне смогут в своей стране до конца декабря. Этот момент нужно ловить – успеть попасть в программу возвращения денежных средств», – отметила эксперт.
Из-за поспешности, связанной с перестройкой работы туроператоров на внутренний рынок, может пострадать качество отдыха, считает Галина Дехтярь.
«Что касается организации отдыха, то Крым и Сочи – это те регионы, которые принимают сейчас максимум туристов. Активизировались санатории, пансионаты. Получилось, что люди, которые отдыхали за рубежом, попали на тот отдых, который смогли организовать на момент их приезда. И тут начинаются проблемы. Полностью забита санаторная база, на морском побережье очень много народу. С таким количеством гостей не справляется система организации питания. Экскурсии получаются не совсем качественные, не очень хороший транспорт, разбитые дороги. К тому же наши отельеры, которые долго стояли без прибыли, решили, что на нас можно заработать деньги. Но, несмотря на высокие суммы и множество жалоб, люди едут», – признала эксперт.
Туристы в основном жалуются на некомфортное размещение. И они вправе потребовать компенсации, заявил «Радио 1» юрист по туризму Эдуард Шалоносов.
«На картинке был лакшери-отель, а в итоге привезли в трёхзвездочный в Крыму, как будто разбитый после бомбёжки. Да, такое бывает достаточно часто. Бывает и овербукинг, когда на картинке показали одно, продали другое, а в итоге в аэропорту сказали – поедете в «три звезды». А у туристов нет возможности развернуться, потому что все средства размещения уже заняты. Что можно потребовать? Турист, если его привезли в отель, который он забронировал, ничего не может делать, потому что договорные отношения соблюдены. Во втором случае, если произошел овербукинг, турист заселён в другой отель, а не в тот, который он бронировал, может требовать разницу между стоимостью комфортабельного отеля и отеля, в который его поселили. Для этого нужно просто сделать принтскрин на том же сайте туроператора или отеля», – посоветовал эксперт.
Помимо этого, жалуются на задержку или перенос авиарейсов. И вот тут компенсация будет крайне мала, отметил Эдуард Шалоносов.
«Это достаточно частое явление в российской туроператорской индустрии. Здесь всё очень плачевно: можно требовать всего лишь 25 рублей за час и не более половины стоимости билета. Поэтому компенсация будет очень маленькая. Максимум, что обязан будет сделать авиаперевозчик совместно с аэропортом, – обеспечить туристу питание, напитки и заказать трансфер на время задержки», – заключил юрист.
Во время путешествий по России страховка работает в таком же формате и по тому же сценарию, как и в туристической поездке за рубеж. Об этом сообщила «Радио 1» исполнительный директор компании туристического страхования ERV, руководитель рабочей группы по страхованию туроператоров при Всероссийском союзе страховщиков Юлия Алчеева.
«Помимо полиса ОМС, на который мы все справедливо рассчитываем и который нам поможет в случае помещения в стационар или вызова скорой помощи, существует страхование на случай очень большого количества непредвиденных ситуаций. Очень приятно наблюдать, что люди приобретают привычку страховаться при путешествиях по России. Они привыкают к тому, что страховая защита должна быть и при поездках по стране. Мы грубо разделяем отдых на два типа: активный и спортивный, а также обычный, пляжный и познавательный. Если мы говорим о первой группе, где есть повышенный риск, то в каждой страховой компании существует опциональное условие в полисе: «Буду заниматься спортом либо активным туристическим отдыхом». Если мы говорим об обычном семейном или индивидуальном пляжном отдыхе в России с познавательной целью, покупайте обычную страховку», – отметила эксперт.
По словам Юлии Алчеевой, главное, чтобы покрывались медицинские и медико-транспортные расходы. А страховку турист приобретает, исходя из личных приоритетов. На рынке много предложений, и ни один петешественник не останется без предложения.